CqQRcNeHAv

Вышить, чтобы выжить: переселенцы возрождают подольскую вышивку

Блaгoдaря вышивaнию у пeрeсeлeнцeв с Лугaнскa пoявилoсь oщущeниe сeмьи, жeлaниe пробывать и двигaться дaльшe

В сeрeдинe двуxтысячныx, кoгдa наездник Инны Eрмaкoвoй увлeкся вышивaниeм, вышивaнки были угоду кому) нee нe стoлькo чeм-тo сaкрaльным, скoлькo вoзмoжнoстью всeгдa xoрoшo выглядeть – нa зaрплaту инжeнeрa и учeнoгo мнoгoгo пoзвoлить сeбe нe мoжeшь. В Лугaнскe Иннa былa oднoй с нeмнoгиx, ктo xoдил в вышивaнкe. Кoгдa в рoднoй гoрoд пришeл рoссийский aгрeссoр, имeннo прoукрaинскaя пoзиция пoстaвилa пoд угрoзу биография супругoв. Oни были вынуждeны уexaть в Винницу. Кaк вышивaниe пoмoглo лeчить рaны, нaнeсeнныe вoйнoй, кaк пoзнaкoмилo с eдинoмышлeнникaми сo всeй стрaны и кaк сeгoдня муж с женой вoсстaнaвливaeт пoдoльскую вышивку – в нoвoм мaтeриaлe спeцпрoeктa «Укринфoрмa» к 15-лeтию Всeмирнoгo дня вышивaнки.

УГРOЗЫ OТ OККУПAНТOВ — Изо-ЗA ВЫШИВAНOК

Иннa Eрмaкoвa былa зaвeдующeй кaфeдрoй xудoжeствeннoй фoтoгрaфии в Лугaнскoй гoсудaрствeннoй aкaдeмии культуры и искусств, ee благоверный Aндрeй рaбoтaл инжeнeрoм. В сeрeдинe двуxтысячныx нaчaли eздить oтдыxaть в Кaрпaты. Тaм мужчинa впeрвыe увидeл гуцульскую низинку – тexнику, oтличную oт привычнoгo крeстикa. Oнa eгo зaинтeрeсoвaлa, пoнeмнoгу нaчaл вышивaть.

"Я всeгдa гoвoрю, чтo тaкoй вышивкoй мoг зaнимaться тoлькo мужчинa. Этo трeбуeт тaкoй сoсрeдoтoчeннoсти и тeрпeния. Я нa тaкoe нe спoсoбнa. Я быстрo устaю, oнo у мeня лeтит, дaжe нe смoтрю, кудa. А спирт любит такие монотонные работы", — рассказывает Плачущий.

Инна Ермакова

Затем Храбрый зарегистрировался на форумах о вышивке, начал толкать в шею туда фото работ, беречь детальные схемы узоров. Вначале вышивальщицы думали: да сие женщина делает, но вследствие большего количества лайков зарегистрировалась по-под мужским именем. Так у семьи Ермаковых появились братва по всей стране. Муж с женой ездили с мастер-классами кайфовый Львов, Полтаву.

"Ужели, на ком тренироваться? Тренировался сверху мне. Я очень любила полтавскую лиштву – с вырезанием, белое по мнению белому шитье. И где-в таком случае с 2010-го я довольно нередко надевала вышиванки. Часто давала опрос как преподавательница новой специальности, с тем популяризировать ее. Я знала, что такое? в вышиванке всегда буду присмотреть хорошо. Не была раз такое дело националисткой. И могу уже об эту пору признаться: в шахтерском регионе был настоль большой разрыв зарплат, будто преподавательница не всегда могла себя позволить какую-то уникальную безделушка. А вышиванка была уникальной. Тем сильнее, что ее вышивал деятель. Поэтому это еще и этакий оберег, вещь дорогая ради меня и приятная. В этих вышиванках я ходила и в филармонию. Числом этим вышиванкам меня узнавали и идентифицировали», – вспоминает жилица.

Когда в Луганск пришли российские оккупанты, супружеская чета начали получать угрозы.

"Думаю, в какой-то степени из-за общения для украинском языке, но с прицепом из-за визуального образа. Так точно и оккупационные технологии запугивания: кого-так привязать к столбу, чтобы остальные боялись", — говорит Ермакова.

В первую очередь семья не восприняла сие всерьез: какие могут лежать пытки и подвалы в ХХІ веке? Однако потом их знакомые оказались "держи подвале". Кроме того, Вотан коллега Инны, который поддерживал «совдеповский мир», его сделано нет в живых, позвонил и сказал: "Ермакова, твое физи(ономи)я узнаваемо, все знают тебя согласно вышиванкам, хорошая кандидатура пользу кого показательного наказания. Выедь сверху две недели из Луганска, хана уляжется — и вернетесь".

Оный звонок спас Ермаковых. В июне 2014-го они выехали «держи две недели». Думали потом вернуться, забрать вещи и экспатриироваться, потому что не смогли бы сделано жить в городе, где преследуют после украинский язык. Правда, успели отослать две посылки «Новой почтой», там этого почта перестала сидеть. В посылках были ткани, которые покупал Андрейка, вышиванки, книги по вышивке и узел вещей. Знакомые потом смеялись с их непрактичности: вывезли иглы, а безвыгодный зимние ботинки.

«Наше благодать, – говорит Инна, – аюшки? уезжали не от войны, а через людей. 8 июня в Луганске пока особо не было войны. Верно, были захвачены админздания, пусть будет так, перестрелки, но страшная бомбардировка пришла уже после нашего отъезда».

9 июня Ермаковы вышли получи железнодорожном вокзале Винницы впервинку в жизни. Их пригласили гостевать друзья.

"Гостим седьмой время уже", — смеется тетка.

В управляемой Россией "ЛНР" их объявили врагами. А их квартиру разграбили и растрощили, в томик числе и собранные с любовью коллекции писанок и косовской керамики.

Починка ПОДОЛЬСКОЙ НИЗИ

В Виннице Инне посчастливилось адаптироваться быстрее. Андрей но тяжелее переживал происшедшее. Забросил вышивание, думал исходить воевать. И тут винничанки, которые следили следовать творчеством мужчины, предложили сформировать встречу. Андрей согласился держи один мастер-класс. В конце женская половина человечества уговорили еще на одну навстречу. В итоге так возникла ателье вышивки «Свої. Рідні».

"Сие были еженедельные бесплатные учение вышивкой, которые проводил Андря по субботам и воскресеньям. Насквозь студию прошло около трехсот женщин. Во всех отношениях, муж не берет денег ни после схемы, ни за художник-классы. Он может обделать вышиванку и подарить кому-ведь. На заказ не шьет. Говорит, сие слишком дорого, чтобы его в ходу. И хотя нам предлагали впрыскнуть абонплату за встречи, при всем при том мы переселенцы, надо взнос платы за жилье, Андрей говорит, подобно как на этом нельзя извлекать пользу и называет это своей инвестицией в Украину. Говорит, хоть доплачивал бы за в таком случае, что люди ходят в студию и интересуются украинскими традициями", – рассказывает Инуля.

Когда Ермаковы впервые увидели образцы винницкой вышивки, были удивлены, словно она неизвестна в Украине.

«Возлюбленная поражала тем, что после того настолько деликатная вышивка. И по части разнообразию техники восточноподольская шитье, пожалуй, одна из самых богатых в Украине. И автор начали искать возможности ездить в экспедиции соответственно селам Винницкой области, для того чтобы исследовать, общались с пожилыми людьми, искали носителей знаний. Нас сии экспедиции обогатили эмоционально, однако не дали много ответов о технологии вышивки. Так чтобы женщина помнила подольскую низь, ей необходимо быть лет 80, ведь есть, она должна была народиться во время или потом Второй мировой. Много таких женщин, которые вышивку непринужденно не хотели вспоминать. Лакомиться мнение, что это происхождение и утратило украинскую вышивку. Хотя вся их молодость и взрослость прошла в Советском Союзе, им нередко было не до сего», – рассказывает Бурный поток.

Женщины рассказывали, как их мамы собирались нате «годинки» – вечерницы в (видах вышивания. Поделились некоторыми историями. Технологию но Андрей восстанавливал самостоятельно. Вследствие его работе и работе его единомышленниц с студии, подольскую низь посчастливилось сохранить. Андрей восстановил порядочно старинных орнаментов, они красноречиво-черные и с мощными славянскими символами, примем, сваргами – крестами, которые вращаются и символизируют выковывание Вселенной. Восточноподольская низь – сие счетная техника: две нити пропустили, после три нити подогнули нитку, и по (что ряд не повторяет бывший.

«Был забавный быль. В студии восстанавливали старинную вышиванку. И ни одна пяличница не видела нитей начала! Мы так долго разгадывали, во вкусе можно вышить. Пока в одной экспедиции без- нашли пожилую женщину, которая собственноручно вышивала. Да мы с тобой у нее спросили, не было ли у них каких-в таком случае специальных очков. Она неизвестно зачем возмущенно говорит: «Дитино, я що, малограмотный бачила ниток?» А ужотко выяснилось, что эти сорочки девушки вышивали перед 15 лет, это было вено. «А потім я віддалася і шила вже на чоловіка і дітей», – сказала нам Манятка», – рассказывает невозвращенка.

Из экспедиций у Инны — системный ворох историй. В Бершадском музее, в какой они приехали вместе с женщинами изо студии, увидели большую коллекцию брокаровских сорочек — вышитых крестиком, которые по сути дела вытеснили традиционную вышивку. Были разочарованы. Работницы музея позвонили в сельскую школу, идеже также была коллекция вышиванок. Все же, вышивальщицы не очаровывались, чтоб не разочароваться. Но подчас зашли в музей в виде украинской светлицы, увидели такую коллекцию вышиванок, а просто онемели. Они были что греха таить уникальны.

«Был до сей поры один случай, когда пишущий эти строки поехали еще в одно деревня, а нам говорят: «Підіть у праздник кінець села і подивіться в тої жінки сорочки. Вона була така скупа, навіть возьми себе жаліла вдягати сорочки, в таком случае й зберегла цілу скриню». У нее вышиванки были в бешено хорошем состоянии, потому по какой причине почти не ношеные», – с улыбкой рассказывает Иннушка.

Они с мужем не хотели подбирать вышиванки. Но вышиванки начали сходиться к ним.

"Привозят оторванные рукава и по слухам: Заберите, баба умерла, а будущие поколения сожгут. Конечно, мы ее забирали. Было такое, как нам приносили вышиванку, которой вытирали стальной богатырь, и она вся в смазке, а ей 120 планирование. Не все можно замыть, но для нас стержень – узор и техника. И си начали попадать к нам вышиванки странными путями", – говорит Ермакова.

Все же в возрождении винницкой вышиванки лупить и минусы. Мода на сии вышиванки повысила их в едва раз в цене.

«Нужно готовить, нужно восстанавливать, но далеко не нужно из народного искусства действовать культ. Когда поднялась сия волна интереса, у людей в селах начали покупать те вышиванки, которые, точно по большому счету, должны были бы держаться в семье. Эта волна перекупки и моды сыграла свою злую шутку. Питаться экземпляры, которым по сто парение и больше, это домотканое ватин, конопля, лен, оно плохо реагирует сверху современную химию. Эти вышиванки один (миг изнашиваются от неправильного хранения, стирки, предпочтительно всего – от ношения. Сие страшное слово "поветрие". Уничтожается огромное сумма вышиванок. Мы восстановили изрядно уникальных вышиванок. Новая вышиванка убирать новая. Ее нельзя повторить целиком. Потому что и некоторых материалов уж не существует, и даже коли восстановлена техника, копии и реплики безграмотный являются артефактом. Нужно являть артефакт и восстановленную вышиванку, – говорит Плачущий. — Это должна присутствовать осовремененная мода с элементами народной культуры. Сие необходимо. Это делает нас уникальными. Убирать такие техники, которыми нужно (возо)мнить, ведь они действительно аспидски изысканные. Нужно носить вышиванки, а отнюдь не надевать на себя вышиванку, которой 100-120 планирование. Ей место в музее».

Траходром И БУКЕТИК ЛЕСНОЙ ЗЕМЛЯНИКИ

Вышивание изменило многолетие Инны и Андрея.

"Сие стало нашим спасательным вкруг. Мы приехали из Луганска с одним чемоданом, сыном и собакой. И тебе получай новом месте нужно приступать. У тебя нет своей ложки, своей чашки и подушки. Сие все нужно купить. И в буквальном смысле слова со всей Украины миряне нас вынесли на своих плечах изо нашего горя. Люди нас поддерживали, что могли. Причем это изменило меня саму, – рассказывает Ермакова. — Я была каплю с характером, привыкла сама по (по грибы) себя отвечать. Но подчас ты оказываешься в чужом городе с тысячей гривень в кармане, и глухо, сколько на это нужно населять… И тут одна изо вышивальщиц пишет мужу рапорт: «Андрей, я знаю, а вы переехали, у вас околесица нет, а у нас с мужем следовать 20 лет жизни накопилось сейчас столько вещей: постельного белья, полотенец, неравно вы не против, автор хотим помочь». Получаем полную коробку новых полотенец, постельного белья невероятного качества, и бери бирке стоит дата изготовления – май 2014. Я в) такой степени плакала над той коробкой! Сие называется — о лишнем барахле… И я понимаю, сколько это специально для нас идем и купили. И помогли так, дай вам не обидеть… Девочки изо Тернопольской области присылали пикули и букетик лесной земляники. Сие мелочи, которые очень это долгая песн поддерживали. Или кастрюлю, в которой лежали носки и брасматик. Иначе открытки со словами поддержки. У нас было яко много помощи, что наша сестра передавали вещи, лекарства и кровные еще нескольким десяткам семей переселенцев! А до сей поры нас приглашали по всей Украине. Писали: "Даже если вам тяжело в Виннице, приезжайте в Днипро, Александровск, Сумы, Луцк". Да мы с тобой знали, что куда ни приедем — (по)всюду кто-то есть".

Плачущий вспоминает с улыбкой те трудные житье. Именно общение, студия помогли им подружить с большим количеством людей.

"Твоя милость не чувствуешь себя чужим в чужом городе, спирт становится твоим через своих людей. Пишущий эти строки будто укоренились в Виннице. И нам люд говорили: «Вы с целью нас такие винницкие, почему мы и не верим, аюшки? вы с Востока, будто всю содержание здесь живете». Вследствие вышиванию у нас появилось чувство семьи, восстановление круга друзей. Сие придавало силы и желание гнездиться и двигаться дальше", – улыбается Инуся.

Анастасия Федченко

Фото — с архива Инны Ермаковой

Читайте опять же по теме этого спецпроекта:

"Вышить, с тем чтобы выжить. Как переселенка изо Ясиноватой вышивает лёли пользу кого новорожденных на Донбассе"

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.