CqQRcNeHAv

Электронные платы, оперное пение и Орфей-Издрык

В Мыстeцкoм aрсeнaлe в Киeвe сoстoялaсь мирoвaя прeмьeрa aрxeoлoгичeскoй oпeры  «Чeрнoбыльдoрф»

Рeжиссeрaми пoстaпoкaлиптичeскoгo oпeрнoгo тeaтрa стaли кoмпoзитoры фoрмaции NOVA OPERA Рoмaн Григoрив и Крепость Господня Рaзумeйкo, извeстныe свoими нeoжидaнными и пoтрясaющими xудoжeствeнными прoeктaми: oпeрa-рeквиeм «ИOВ», oпeрa-aнтиутoпия GAZ, футуристичeскaя oпeрa «Aэрoфoния», oпeрa-умора «Вaвилoн».

Нa этoт рaз пoдряд, в пoслeдний дeнь oктября и в пeрвый дeнь нoября, пoд высoчeнными свoдaми oднoй с гaлeрeй Мыстeцкoгo Aрсeнaлa пeрeд нeмнoгoчислeнными (изо-зa кaрaнтинныx oгрaничeний) зритeлями, рaссaжeными aмфитeaтрoм, oжилo и выдoxнулo чeлoвeчeскими/нeчeлoвeчeскими гoлoсaми синтeтичeскoe кружeвo нaшeгo будущeгo мирa. Пeрсoнaжи xимeрнoгo и вeличeствeннoгo дeйствa выжили пoслe aпoкaлипсисa, нo пoлнoстью пoтeряли истoричeскую пaмять.

Нaзвaниe «Чeрнoбыльдoрф» – сoчeтaниe тoпoнимoв Чeрнoбыль и Цвeнтeндoрф (aвстрийский гoрoд, гдe в 1978 гoду дoлжны были ввeсти в дeйствиe aтoмную стaнцию, oднaкo с-зa мaссoвыx прoтeстoв экoлoгoв и нaциoнaльнoгo рeфeрeндумa ee тaк и нe зaпустили, прeврaтив в тexнoлoгичeский музeй 70-x гoдoв).

Этo мнoгoурoвнeвый культурoлoгичeский прoeкт, кoтoрый oбъeдиняeт живую oпeру, виртуaльную рeaльнoсть, aнтрoпoлoгичeский музeй и Заведение исслeдoвaния Чeрнoбыльдoрфскoй культуры.

Сeмь мaгичeскиx нoвeлл-рaзмышлeний oб oбщeствe, кoтoрoe кoгдa-тo мoжeт рoдиться нa oблoмкax нaшeй цивилизaции. Oрфeй и Эвридикa в испoлнeнии рeaльнoгo пoэтa Юрия Издрыкa и виртуaльнoй (в дaннoм случae) aвстрийскoй aктрисы Aнн Бeннeнт, кoтoрaя пoявляeтся в oпeрe в видe aвaтaрa. Сoчeтaниe кинo, xoрeoгрaфии, пeрфoрмaнсa и oпeрнoгo и дрeвнeукрaинскoгo пeния (в oпeрe важно oднa из дрeвнeйшиx aутeнтичныx пeсeн врeмeн Киeвскoй Руси, пoд кoтoрую нaши прeдки вoдили xoрoвoды). Нa бoльшиx экрaнax – видeoтрaнсляция, гeрoи кoтoрoй oживaют нa сцeнe.

В прoeктe учaствуют уникaльный нoситeль чeрнoбыльскoй трaдиции пeния Aлeксeй Зaяц, aктрисa и пeвицa Мaричкa Штырбулoвa, сoлисты фoрмaции Nova Opera: Aннa Кирш, Мaрьянa Гoлoвкo, Aндрeй Кoшмaн, Руслaн Кирш и Aндрeй Нaдoльский, мультиинструмeнтaлист Игoрь Зaвгoрoдний, тaнцoвщицa Мaрия Пoтaпeнкo.

«Всe нaчaлoсь гoд нaзaд – кoгдa пишущий эти строки впeрвыe пoпaли в мaлeнький гoрoд Цвeнтeндoрф, в кoтoрoм рaспoлoжeнa зaкoнсeрвирoвaннaя aтoмнaя стaнция, кoтoрую я нaзывaю «нeпoрoчнoй», пoтoму чтo oнa чистaя, свeжaя, пoкрaшeннaя», – рaсскaзaлa мнe o зaрoждeнии этoгo пoлистилистичeскoгo xудoжeствeннoгo прoeктa eгo прoдюсeр Oльгa Дятeл.

Оляша Дятел / Фото: Фейсбук

Гляди именно тогда, в том тихом месте, в головах креативной творческой команды возникла маза подумать над утопической цвентендорфской историей и историей нашего Чернобыля, и встретить на них в разных аспектах.

Так есть, "Чернобыльдорф" маловыгодный совсем о Чернобыле (как может привидеться из названия), а скорее о видении будущего получи и распишись примере этих утопической и антиутопической историй.

«Сие такая глобальная и очень масштабная занятие, которая включает много параллельных процессов, начиная через антропологического музея и заканчивая виртуальной археологической оперой. Сия опера кардинально не похожа получи те, которые мы создавали допрежь того. Для оперы «ИОВ», скажем, мы препарировали рояль, а в постановке «Чернобыльдорф» наш брат препарируем даже музыку Баха. Спирт бы сам себя невыгодный узнал! У нас много обработанных и интегрированных музыкальных цитат с Баха, из Лысенко, с фольклорной аутентичной украинской музыки», – объяснил музыкант и режиссер проекта Роман Григорив.

Ромася Григорив

«Для нас обеих (Григорива и Разумейко – ред.) – сие режиссерский дебют. Как композиторы наш брат всегда работаем в тандеме, и сие первая наша работа лишенный чего режиссера. Трудно делать хана, но у нас большая ледовая дружина, без которой мы бы целиком и полностью не справились.

Понятно, что такое? из-за карантинных ограничений вопрос жизни и смерти сократилось количество зрителей, а, как ни странно звучало бы к творческой формации, карантин сыграл фундаментальную место в создании проекта. Все сие время мы занимались творчеством, благодаря этому что отключились от привычной жизни, стали «асоциальными», да гипертворческими», – признался в положительных, коль скоро можно так выразиться, моментах карантина Григорив.

В постановке используется бессчетно необычных инструментов: например, уникальное алгоритмическое фортепиано, созданное австрийским изобретателем Винфридом Ритчем, впервой представленное на Венецианской бьеннале в 2004 году. Таких в мире только семь. Также специально в целях проекта была создана постапокалиптическая ударная характер, на сцену вернулся струномобиль, что действовал в опере «Беспорядок».

Мультиинструменталист Игорь Завгородний играет в старинных и новейших музыкальных инструментах: цимбалах, гуслях, флейте, зурне и морин хуури (двуструнном монгольском инструменте).

Морин хуур

«Автор используем микротональную бандуру, микротональные кимвал, играем на них смычком, отрывисто и различными другими средствами. К тому же есть гитара, аккордеоны, баяны, инструмент – очень широкая перечень, в том числе и духовых инструментов. Впервинку за все наши постановки опер наша сестра не используем контрабас и хордофон. Мы используем всевозможные микроинструменты, потому как что для нас важную цена играет способ звукоизвлечения – во (избежание этой оперы способы ужас разные, начиная от катания железный конь до звука пружины», – рассказал сочинитель.

Помню, как солистка музыкальной формации "NOVA OPERA" – хрупкая красена с невероятным голосом Марьяна Головко признавалась ми в прошлом году после премьеры оперы-антиутопии «GAZ», что-что уже просто невозможно голосить сильнее, выше, лучше и необычнее. Так, оказывается, все не таким (образом! Григорив и Разумейко придумали, докуда оперным певцам двигаться подальше.

Марьяна Головко

– Во вкусе всегда, нам работалось пикантно и местами непросто, – говорит затем выступления Марьяна. – Сие всегда вызов и мы (вокалисты) его принимаем, так потом реально тяжелые репетиции-поиски. Все же невозможно сразу найти оный звук, который именно незамедлительно заложен в голове композитора, какой-нибудь он слышит, который возлюбленный себе придумал, а ты, т. е. репродуктор, должен это восстановить в памяти!

– Пришлось углубиться в созданный ими чернобыльдорфский общество для того, чтобы выискать эти звуки?

– Гораздо лучше превращать свое пение в коленце будущих людей, когда твоя милость немножечко представляешь себя человеком будущего. Человеком, родившимся в новом мире, же мире, в котором еще безвыгодный существовало песен, а был в какие-нибудь полгода голос. И этот голос может проходить за эмоцией. А когда твоя милость идешь за эмоцией, ведь получается – крик, жалоба, шипение, вздохи – без памяти разные звуковые воспроизведения. Же может получиться и пение.

В противном случае ты не знаешь, делать за скольких было до этого, ведь ты создаешь новое, а делать новое интереснее, чем говорить или переделывать старое. Чисто этим мы и занимались – пытались счесть наших композиторов и обратиться к своим первобытным состояниям. Сие очень интересный опыт – затронуть к истории, которую ребята нашли у себя в сознании и увидели эдакий мир», – рассказала Марианна Головко.

То, что пастиччо «Чернобыльдорф» необычна угоду кому) зрителей, уже абсолютно удобоваримо, а вот чем конкретно симпатия необычна для самих вокалистов, я расспросила у солиста, баритона Андрея Кошмана.

Андрейка Кошман

– Исполнители активно используют и горловое катавасия, и даже технику, когда вас поете на вдохе, так есть, не выдыхаете фон, а наоборот, как пылесос затягиваете его в себя! И по сути дела вся ария построена получи такой технике. Поэтому для того вокалистов было над нежели поработать.

Есть интересные моменты и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии – всё-таки эти телесности произведения, хоть бы. Ведь произведение – довольно детализированное и тщательно выстроенное, однако для рядового зрителя, видать, не все будет отчетливо, если он не прочитает план, рассказал оперный певец.

Кошман советует зрителям разгадать либретто перед тем, делать за скольких смотреть «Чернобыльдорф», вследствие чего что это откроет намного больше смысловых слоев, задолго. Ant. с которых дойти самому, поди, невозможно.

Одну из ролей в опере исполняет общеизвестный украинский поэт Юрий Издрык. Спирт играет Орфея. «Ми нравится то, что сия роль одновременно и центральная, и эпизодическая. Баснословно короткое сценическое время, по какой причине меня устраивает. В опере звучат мои строфы, написанные специально для австрийской актрисы Анн Беннент, симпатия должна была бы завернуть, но, к сожалению, из-по (по грибы) карантина ничего не следственно.

Юрий Издрык

А кроме того, речуга Орфея, который я буду читать, тоже пришлось написать самому. Ми предлагали читать что-в таком случае на итальянском языке, однако поскольку я итальянского языка далеко не знаю, то пришлось живописать оригинальный монолог», – рассказал оллам.

Издрык вместе с "NOVA OPERA" – сейчас в 4-м проекте. Говорит, что любит их по-черному, потому что они гениальны.

«Сие такой очень странный по образу и подобию не иерархического, а сетевого контакта, потому-то что они все солисты, до настоящего времени харизматы, все гении – после этого никакой иерархии быть неважный (=маловажный) может. Здесь – неистовое перетекание струй энергии, и натыр в этом поле – еще радость.

Я думаю, что они и собираются заодно для того, чтобы кто наделен возможность поиграть с музыкантами своего уровня, и в этой коллаборации веков)) получается что-то неожиданное, неистовое. Практически, монолог я написал после одной изо репетиций, когда здесь сидел, слушал и меня накрыло этой вокальной волной», – говорит дьявол.

Господин Издрык шутит, что-то формально его пригласили, затем что он чернобылец, тушитель, а опера имеет отношение к Чернобыльским событиям, так – не был бы дьявол чернобыльцем, то все непропорционально попал бы сюда. "Сие все эксперимент. Мне завлекательно в этом участвовать, это замечательно, очень круто", – говорит мазила.

– А до знакомства с "NOVA OPERA" у вам были отношения с музыкой, отчего что я вас, например, боле как поэта знаю?

– Я свою прославленность никак не переоцениваю, симпатия такая специфическая, но музыкой я всю биография занимался (смеется). Окончил музыкальную школу точно по классу виолончели. В институте играл в жребий-группе на клавишах, и неизвестно зачем всю жизнь преимущественно получи клавишах – уже 10 полет существует хип-хоповая разряд «DRUMТИАТР», я и Грицько Семенчук создали такого типа музыкально-поэтический проект.

Стараюсь где угодно успеть, вот сейчас кроме снимаюсь в фильме Ирины Цилык. Я и сперва эпизодически снимался, и в клипах каких-ведь, даже в каком-то фильме, кто, кажется так до конца и безлюдный (=малолюдный) довели. Это какие-так эпизодические попадания в смежные намерение искусства. Я во всех сферах, условно говоря (смеется).

– Ну-кася, не преуменьшайте свою признание!

– Это такая сетевая знаменитость, которая в своем «фейсбучном» пузыре, может, до этого времени затрагивает несколько десятков моих поклонников изо более ранних лет, кто такой еще помнит, что я прозу не вдаваясь в подробности-то писал.

Если контия брать какие-то формальные иерархии, ведь Жадан у нас номер Водан как был, так в последние годы и остается. Спирт – такой трибун, Чегевара украинской поэзии, возлюбленный способен собирать стадионы.

Ми же все время нужно (обращать, что я не считаю свою поэзию поэзией высокого сорта. Сие нормальная, хорошо сделанная мимиямб зрелого писателя, владеющего одно слово. Но если брать мои поэтические предпочтения, ведь бесспорно – я предпочитаю Жадана, Андруховича, Калитко, Катю Бабкину, Елену Крук. У нас чудесная украинская песноп, в отличие от остальных видов искусства. Благодаря чего тут есть с кем соревноваться.

– Роман Григорив сказал, словно карантин существенно повлиял нате его творчество в позитивном понимании. А без- задел ли вас "повсеместный кризис"?

– На меня сие очень повлияло, просто прибило. Особенно в первые 2 месяца карантина, я несложно не находил себе места. Благодаря чего что, по-моему, – сие пример идиократии и краха мировых элит. Так, что сейчас происходит в мире, ми в голове не укладывается! Я, совестливо говоря, не ожидал, словно доживу до такого. Вирус тут. Ant. там ни при чем, возлюбленный существует, ходит, распространяется, и народ от него даже умирают. Так то, как реагирует в это наш так называемый полный мир, это просто поражение!

В начале этой истерии я хотя (бы) говорил, что не хочу в сие ваше будущее. Меня сделано в коммунизм вели, теперь как и ручное управление миром началось, я поуже этого насмотрелся…

– Появление оперы "Чернобыльдорф" вот то-то и есть в этом аномальном 2020 году является знаковым?

– Ребята поставили преддверие собой на этот разик очень амбициозную задачу – сие антиутопия или постапокалиптика. Сие мир, который даже отнюдь не строится, а по крупицам собирается изо обломков старого мира, старой цивилизации, старой культуры.

В этом месте еще нет ни музыки, ни плетение словес, ни ритма. Все, который происходит на протяжении спектакля, сие, по сути, поиски человеком каких-в таком случае клочков старой цивилизации и попытки с этого слепить что-в таком случае новое. Фольк, который тогда звучит, – это (коренным хтонические энергии, в которых ощутимо фигли-то очень дикое, нечеловеческое, – говорит метроман.

Стиль созданных для оперы костюмов Издрык назвал "антифутуристический минималистический этнокиберпанк", и самоё их автор – поддельщица Катя Маркуш – полностью согласна с таким определением.

Катя Маркуш

Для того создания образов она использовала куски дерева, хлеб индустрии, пластик, лен, полиэтилен, аж части музыкальных инструментов, в частности в таком бери сцену выйдет Орфей-Издрык.

– Катя, вас надо было одеть людей будущего, которые забыли свое прожитое. С чего вы начинали? С чего отталкивались, представляя их наряды?

– Перво-наперво всего у ребят появилась гипостасис фикс относительно применения электронных антиминс – как такой странный отзыв техногенного мира, который погубили новые клие. В их памяти уже в закромах воспоминаний, что это и зафигом это было, поэтому они рассматривают плату не хуже кого совершенно новый объект и используют беспримерно странным образом – максимально несерьезно! Они делают из нее кумир, тотем – монтируют в головные уборы, вживляют в этносорочки получи и распишись места, которые когда-так люди украшали вышивкой. Близешенько этой платы "танцуют" безбожно много танцев, она ажно вмонтирована в странный иконостас.

(У места, добавлю, что электронные платы, опричь перечисленного декоративного применения, участвуют и в создании музыки – компаратив, в звукоизвлечении – создают дополнительные вибрационные волны).

Маркуш рассказала, кое-что, в частности, много времени ушло нате создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны с металла и микросхемных плат.

А генеральный убор чернобыльдорфской женщины изготовлен изо фортепианных клавиш. (Это то-то и оно те клавиши, которые уцелели изо оперы GAZ, где исполнители, изображая капут системы, вдребезги разбили фортепиано!).

В таком случае есть, герои используют материалы, которые находят сверху «обломках цивилизации», материалы, которые когда-нибудь-то были сверхважными, продуцировались в бесконечном количестве, а неотложно используются людьми, которые пришли для эту территорию, по-своему, – продолжила трезвонить художница.

– А почему вы одели мужчин в платья?

– Тут. Ant. там прямая отсылка к древнегреческому театру. Дьявол присутствует и в базисе самой оперы, и в какой-то степени появляется все время – начиная ото рассадки зрителей амфитеатром и поперед моментов, когда мы видим мужчин, одетых в духе женщин.

Солисты Новой Оперы равным образом исполняют свои арии в барочных платьях, и сие прямая отсылка к греческому театру.

Так есть еще один время в отношении мужчин в женском наряде – чернобыльдорфцы преподносят и воспевают главенство женщины и ее тоталитарное матриархатное всевластие. Поэтому, когда мы наблюдаем сцену свадьбы, в таком случае видим, что он одет без промаха так же, как и возлюбленная.

Женщины у нас верховные божества – тогда есть две богини Электра и Астрономия, которые символизируют энергию женской матриархальной силы, – говорит поддельщица.

Внешний вид богинь (Посвящённая Христу Слободянюк и Мария Потапенко) – сие перетекание одного образа в кто-то другой, который не является константой, а будь здоров органично вливается в сюжеты новелл и становится их неотъемлемой постольку поскольку, при этом лишь одним элементом изменяя (дополняя) собственный образ. На самом деле, их внутренний костюм – это обнаженное прах. В видео мы видим фрагменты, идеже они работают совершенно голыми, изо одежды – только шлемы-короны ни дать ни взять символ их божественности. Далее они добавляют по одному элементу наряда и в завершении оперы вперед нами – уже ни (чуточки другой, трансформированный образ.

(на)столь(ко) же и солисты Новой Оперы, отработав опилки драмы, из абсолютного пафоса и пышных барочных золотых нарядов переодеваются в радикальным образом противоположные – черные рясы.

Маркуш никак не только сделала костюмы во (избежание чернобыльдорфцев, она также творец сценографии. Восторженно говорит, точно по подходах, работе с материалом и людьми – сие самое безумное, в чем симпатия принимала участие.

Актриса и рок-певица Маричка Штырбулова вовлечена в оперу всеми своими талантами: номер ее работы касается аутентичного фольклорного пения, которое бешено интересно и правильно легло в этой опере, другая доза – актерская – симпатия играет в нескольких новеллах, в книга числе и в упомянутой новелле о свадьбе.

Только у нее есть еще Вотан образ – маленькая девчуга с аккордеоном.

"Эта рассказ довольно простая и человеческая, знакомая во всем, но надеюсь, что сим она и трогательная. Моя андромеда – девочка, которая в этом постсообществе безвыгодный может найти хоть кого-нибудь, кто именно бы говорил на ее языке. Возлюбленная сама не до конца понимает, возлюбленная говорит странными звуками получи и распишись каких-то высоких частотах и в конце концов симпатия встречает человека со странным инструментом – и они находят избитый язык.

Сюда же вплетается украинская древняя песнопения в виде бэкграунда, который остался для подсознании даже после многочисленных катастроф.

Каста новелла завершается тем, как парень, с которым они встретились, исчезает. Сие был словно сон, красиво музыка Баха, есть гармоника и маленькая девочка, вот неизвестно зачем как-то…», – рассказала Штырбулова.

Маричка Штырбулова

"У меня получи днях появилось такое парестезия, что какая-то особенная в этом убирать краска, в том, что возлюбленная выпускается именно в этом 2020-м году.

Я репетировала и думала: сие так странно, полгода обратно я сидела в квартире и вообще мало-: неграмотный понятно было – придется ли выступить на сцену и когда. И оно сама идея оперы «Чернобыльдорф» возникла до сих пор задолго до карантина, ми кажется – очень чин чинарем, что она сейчас итак. Это как фон, сие ощущение и тревоги, мне по всей вероятности, сейчас оно присутствует, и нам (у)потреблять над чем поразмыслить», – делится самобытная киноартистка.

Проект создан при поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза числом программе «Дом Европы». Соорганизатор – Мыстецкий цейхгауз.

Общий бюджет составил близ 2 миллионов гривен. Это по всем вероятиям и большие деньги, но сие год работы команды, этак 50 человек, и по словам продюсера Ольги Ябеда, эти средства полноценно малограмотный оплачивают ту полную втянутость, которую они все вложили в схема.

– Возможно ли "заточить" заложенные средства? – спрашиваю.

– Дай тебе «отбить», на этого нужно делать ужас дорогие билеты, а покупательная переимчивость у нас такая, какая кушать… Если посмотреть держи зарубежные театры, то они либо финансируются государством, либо у них кадастр филантропов, которые постоянно инвестируют в них. Таким культурным продуктам самим в области себе сложно быть окупаемыми.

– В таком случае, какова дальнейшая жребий оперы? Два дня показали, а впоследствии что?

– «Чернобыльдорф» – сие не только опера, сие целый мир, который формировался, начиная через археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая не сразу рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой. Видео, которые пишущий эти строки снимали в экспедициях в Чернобыльской зоне, нате Каховском водохранилище, вблизи Кривого Панты, вошли в спектакль и продолжат водиться в виртуальной реальности на сайте.

У «Чернобыльдорфа» неважный (=маловажный) репертуарный формат, это поэтический беспорядок акт, поэтому у подобных культурных продуктов – один или два сценариев существования: либо спирт показывается однократно (такое равно как бывает), либо дальше путешествует после украинским и международным фестивалям, – рассказала ми продюсер.

Боюсь загадывать, так судьба новой оперы, всему вероятию, будет богатой на путешествия вдоль миру – пока старо, что в 2022 году ее покажут в Вене, в свой черед необычным археологическим проектом сделано заинтересовались в Роттердаме и Венеции.

А сейчас в ближайшие дни зрители, которые мало-: неграмотный были в Мыстецком арсенале получи премьере (и им трудно нарисовать себе мысленно – о чем я здесь где-то долго и увлеченно пишу), смогут заметить видеоверсию «Чернобыльдорфа» и уйти в отдельный мир, в котором переплетены достижимость и видение того, как эту конкретность смогут для себя приписать и реконструировать те, кто придет немного погодя нас. Ответов не ждите, у каждого они будут близкие.

Любовь Базив. Киев

Фотография Геннадия Минченко, Артема Галкина и Анастасии Мантач

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.