CqQRcNeHAv

Музыка и свобода. Репортаж с Alfa Jazz Fest

Нaшa прoгрaммa былa нa Alfa Jazz Fest и узнaл, кaк сoздaтeли фeстивaля сдeлaли eгo oдним из лучшиx в Eврoпe.

В этoм гoду aвтoритeтнoe aнглийскoe издaниe » The Guardian включилa Alfa Jazz Fest (ужe в 6-й рaз прoшeл вo Львoвe с 24 пo 28 июня) в пeрвoй дeсяткe eврoпeйскиx фeстивaлeй. Рeцeпт успexa прoст и слoжeн oднoврeмeннo: прaвильный выбoр мeстa прoвeдeния мeрoприятия, твoрчeский и нeстaндaртный пoдxoд к прoгрaммe и сoздaть aтмoсфeру, пишeт Влaдимир Глaдскиx в № 25-26 журнaлa Кoррeспoндeнт oт 7 июля 2016 гoдa.

Зaвoд звeзд

Изнaчaльнo oргaнизaтoры фeстивaля пoстaвили oчeнь высoкую плaнку при выбoрe испoлнитeлeй. Инoгдa дaжe прoскaльзывaeт мысль: и нa дoлгo xвaтит? Нo этo тaк, нe в плaнe exидствa, a в пoрядкe oбывaтeльскoгo интeрeсa.

Eсли прoaнaлизирoвaть этaпы рaзвития фeстивaля в тeчeниe шeсти лeт eгo сущeствoвaния, мoжнo oтмeтить нeкoтoрыe тeндeнции.

Во-первых, Алекс Коган — творческий куратор Alfa Jazz Fest — в обязательном порядке приглашает на фестиваль непререкаемых авторитетов, столпов джазовой музыки.

Во-вторых, имеет особый подход к организации мероприятия, который можно сравнить, наверное, с учебой в школе. Сначала публика учит основам, а затем программа постепенно пополняются новыми звуками и неожиданных открытий.

Ощущения ценителей джаза, находящихся на концертах, можно выразить словами из старого советского анекдота: «Папа, я Ленина живого видел!» Перечень имен дает святой восхищение и уважение: Рон Картер (Alfa Jazz Fest-2011) – виртуозный джазовый басист и виолончелист, который заставил взрослых мужчин, украдкой смахивать слезу радости. Контрабасист Чарли Хейден (Alfa Jazz Fest-2013), разговаривавший с аудиторией на полу-вздохах… Когда этот «мощный старик» вышел на сцену с палочкой, публика устроила ему десятиминутную овацию. А он сам около своего котрабаса сразу же помолодел.

Стоит ли говорить о незабываемой квартета Уэйна Шортера (Alfa Jazz Fest-2015)? Вот список участников: легендарный Уэйн Шортер (играл еще с Майлсом Дэйвисом) – саксофонист и композитор, виртуоз Данило Перес – пианист и композитор, уникальная Джон Патитуччи – контрабасист и бас-гитарист, эмоциональный Brian Blade – барабанщик и композитор. И это все в одном пакете!

Впрочем, нет смысла перечислять все имена звезд, засветившиеся на Alfa Jazz Fest за все время его существования. Места не хватит!

Сюрпризы и еще раз сюрпризы

Еще одна особенность фестиваля – сюрпризы. На этот раз такой подарок для зрителей была победительница Евровидения-2016 Джамаль с программой The Soul of Джамаля.

Концерт состоял из двух отделений: в первом прозвучали джазовые композиции и крымско-татарские народные песни. Во втором — песни из нового альбома «Подих».

На фестивале для большинства населения Джамаль раскрылась, как необычная джазовая певица. Кроме того, это был первый случай в истории мероприятия, когда на главной сцене выступили не иностранные, а украинские музыканты.

И это несмотря на то, что программа была подготовлена в очень короткие сроки. Ведь решение о представлении певицы было принято в последний момент. Можно только догадываться, в каком интенсивном темпе пришлось сыгрываться музыкантам из основного состава Джамалы из джазовых музыкантов: харьковской Acoustic Quartet под руководством Ефима Чупахина, перкуссионистом Орханом Агабейли, мастер дудука Арменом Костандяном и аккордеонистом Шевкетом Зморкой.

И вишенка на торте – программа The Soul of Джамаля упала только один раз и только на Alfa Jazz Fest. Как говорится, кто первый, тот и съел». Но с этого концерта, была организована трансляция на канале М1 и в YouTube.

Дорогу молодым

Не оставляет без внимания организаторы фестиваля и молодых исполнителей. В прошлом году появился новый демократичный «уличный» формат Street Music by Alfa Jazz.

— В 2015 году street music обкатывался в тестовом режиме, и сегодня он заработал «в полную силу», — сказал куратор проекта Екатерина Козлова.

Специально для этого в городе были организованы четыре концертные залы. Для выступления организаторы пригласили молодых исполнителей и музыкальные коллективы, которые работают в разных стилях: джаз, рок, world music, folk. Интерес формата, безусловно, есть: в прошлом году к организаторам поступило 30 заявок от участников. А в текущем — около сорока пяти.

Возможно, из-за творческого и нестандартного подхода организаторов. Только на Alfa Jazz Fest молодые музыканты могут поиграть со звездами мирового уровня! На этот раз пианист, аранжировщик и педагог Майкл Абене выбрал несколько украинских детей и велел им самостоятельно подготовить материал. За несколько дней до фестиваля Майкл приехал и отрепетировал с ними программа. С ней они выступили на сцене на Рынке.

Музыкальные тандемы

Нынешний Alfa Jazz Fest удивил необычных музыкальных тандемами. Уже в первый день фестиваля на сцене на Площади Рынок во львове оркестр INSO-Львов и джазовый пианист Вадим Неселовский. В их исполнении «времена года» прозвучали удивительно свежий и полный новых нюансов.

На главной сцене зрителей удивил квартет Брэнфорда Марсалиса в паре с джазовым вокалистом Куртом Эллингом. Когда Марсалис силой, уже готова была выровнять слушателей, входил Эллинг и успокаивал разбушевавшуюся музыкальная стихия.

Дворец Потоцких бесчинствовала нежная французская барабанщица En Paseo со своим квинтетом и царил такой мягкий. Лейла-Martial – певица, работающая в стиле world music.

Индийский темперамент перкуссиониста и композитора Трилока Гурту поддерживали пианист Джесси Миллинер, басист Джонатан Иленфельд и трубач Фредерик Кистер.. Трилок Гурту уже приезжал на Alfa Jazz Fest в 2014 году. Но тогда, 15 июня, на его концерт не состоялся. В этот день все выступления были отменены из-за траура по 49 украинских военнослужащих, погибших в Луганском аэропорту.

Статусный, но не пафосный

Еще в 2013 году европейцы обратили внимание на украинский jazz fest. В этом году французский канал Mezzo, специализирующийся в эфире джазовой и классической музыки, снимал во Львове выступление певца Бобби Макферрина. Таким образом, канал как бы подсказал своей многомиллионной аудитории: следует обратить внимание на этот фестиваль. И результат не заставил себя долго ждать.

Еще несколько лет назад на фестивальных площадках можно было встретить в большинстве польских туристов, для которых поездка во Львов – это маршруты выходного дня. А теперь на джаз фест приехали гости из Америки, Германии и Австрии. Да, поляки охотно покупают туры именно на фестиваль. Многих иностранных бизнесменов старается соединить свои деловые поездки с посещением Alfa Jazz Fest.

Естественно, фестиваль внесен в расписание многих украинских випов. Для кого-то из них это событие является возможность расслабиться и получать удовольствие от музыки. А кто-то использовал фестиваль, чтобы поймать нужного человека в состояние релаксации и «подавлять свободные». Такой аудитории даже мельчайшие фрагменты Пэт Метини не мешали энтузиазмом «педалить» кнопок iphone или пробираться сквозь ряды, чтобы «поручкаться» с важным лицом.

Особая атмосфера

Впрочем, организаторы Alfa Jazz Fest четко понимать, что именно публика с галерки и фан-зоны (а не vip) является основой фестиваля. И учитывая то, что зал на 3000 зрителей просто физически нельзя увеличить, расширяют жизненное пространство Альфа-джаза через создание бесплатных зон. Сначала появился один такой квадрат, потом второй, а в этом году присоединилась фри-зона с огромным экраном, палатками и игровая площадка для детей на стадионе рядом с главной сцены.

На сегодняшний день создана специальная группа поклонников джаза, которые предпочитают фри-площадка зрительного зала. Для них ценна не только музыка, но и неповторимая атмосфера свободы

На сегодняшний день создана уже специальная группа поклонников джаза, которые предпочитают фри-площадка зрительного зала. Для них ценна не только музыка, но и неповторимая атмосфера свободы. В принципе, люди получают навыки другого уровня жизни и межличностных отношений.

Эта атмосфера и является ключом к успеху фестиваля. Здесь, на каждом концерте, возле каждой сцены вы чувствуете себя «не в своей тарелке».

Львов: место играет короля

Стоит отметить, что фестиваль постоянно развивается. Ранее, он укладывался в три дня. А в последнее время концертная программа заняла пять дней. И, судя по всему, важную роль в этом играет правильно выбранное место для проведения мероприятия.

Во-первых, Львов-это центр всевозможных конференций, форумов и конгрессов. А их участники не могут отказать себе в удовольствии совместить приятное с полезным. Например, в фестивальные дни в городе прошла дискуссия «что сделать, чтобы в этот раз на Украине все получилось» и международная конференция «Другие», где участники из 32 стран выясняли, как уживаются люди с разным менталитетом, религии и взглядов на жизнь.

Во-вторых, во Львове уже несколько лет работает программа «Львівська гостинність». Благодаря ей город научился использовать всех событий, которые происходят на его территории. И в то же время очень искренне наслаждаться туристам.

В дни фестиваля в кафе и рестораны города был аншлаг. А в ответ на жалуются, что дороговато выходит, местные только изучение:

— А навіщо г обирати учреждения в найбільш туристичних земле?

После чего в тайне перешел пароли и явки колоритных местных заведений, где можно посидеть и вкусно и недорого.

Магазины, музеи, и даже прокат велосипедов также на отсутствие посетителей не жалуются.

А вот вопрос с жильем стоял остро. Цены в отелях значительно выросли. Но если подсуетиться заранее или иметь друзей во Львове, это можно было встретить в размере 250-300 рублей. с носа за день в частной двухкомнатной квартире на четверых. Но в дни фестиваля цены доходили и до полутора тысяч рублей. Видимо, поэтому от самых экономичных любителей джаза звучали предложения о том, что хорошо было бы организаторам подумать о создании фестивального палаточного городка.

Иногда от любителей джаза появились предложения проводить фестиваль в разных городах Украины. По словам исполнительного директора Alfa Jazz Fest Натальи Горбачевской, технически это не сложно. Но Львов на сегодняшний день имеет самую подготовленную инфраструктуру для проведения мероприятий на таком уровне. А вот подумать над тем, чтобы расширить рамки фестиваля программы до недели и даже двух имеет смысл. Потому что число желающих приехать на Alfa Jazz Fest растет из года в год.

Фестиваль дней

День 1. Представьте себе: почти три часа высококонцентрированного, ничем не разбавленной честного джаза от мастера импровизации и замечательного гитариста Пэта Метини!

День 2. Любители джаза получили уникальную возможность услышать на одной сцене двух знаменитыхмузыкантов – саксофониста Брэнфорда Марсалиса и джазового вокалиста Курта Эллинга.

Кстати, сами музыканты утверждают, что результатом их необычного сотрудничества должен стать совместный альбом.

Завершился второй фестивальный день латиноамериканским джазом в исполнении трубач и пианист Артуро Сандоваля. Его зажигательные композиции поставили на ноги весь зал. Благодарная публика требовала продолжения концерта. Сандовал послушался и еще на полчаса более заявленной программы дал «moonshine» джаз.

День 3. Этот джазовый день был объявлен женским. В первой части выступила королева импровизации непревзойденная Дайан Ривз, входящая в пятерку лучших джазовых вокалисток в мире.

А вот выступление джазовой певицы и мульти-инструменталистки Эсперансы Сполдинг, делил общество на два лагеря. Строго говоря, ее новая программа emily’s D + Evolution трудно назвать джазовой. Это, скорее, рок-опера с ломанными ритмами и психоделическими гармониями, а потом еще добавить сюда, оглушающее световое шоу и современной хореографии. Но и сторонники, и противники внезапной трансформации певицы сходятся в одном – выступление было феерическим, и был поражен его отточенностью и давлением.

Стоит отметить, что Alfa Jazz Fest стал отправной точкой в турне по Европе, в котором Esperanza Spalding представляет свой проект emily’s D + Evolution.

День 4. Четвертый день на главной сцене им. Эдди Рознера начался с выступления квартета шведского контрабасиста Ларса Даниэльссона. Зрителям была представлена программа Liberetto 2. Кстати, музыканты исполнили новую композицию, еще не имел названия. Даниэльссон заявил, что решил назвать ее «Львов».

Безумно красивую, изящную, немного холодноватую музыку скандинавы оттенил водоворот латиноамериканского джаза в исполнении трио пианиста Мишеля Камило. Публика не могла усидеть на месте, и постепенно пространство перед сценой превратилась в паркетный пол.

***

Этот материал был опубликован в № 25-26 журнала Корреспондент от 7 июля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов Корреспондент журнала, опубликованных на сайте Корреспондент.net вы можете ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.