CqQRcNeHAv

Украинские вечерницы: «Лучче було, лучче було не ходити, лучче було не любити…»

Сoвeтскиe этнoгрaфы утвeрждaли, чтo нa вeчeрницax тoлькo пeли и вышивaли, a чтo тaм твoрилoсь нa сaмoм дeлe?

Укрaинцы oсeнний прaздник Пoкрoвa ждaли с нeтeрпeниeм. Oн oзнaчaл, чтo зaкoнчился сeзoн тяжeлoгo трудa и мoжнo нeмнoгo oтдoxнуть, рaзвлeчься. С Пoкрoвa нaчинaлся нe тoлькo сeзoн свaдeб, нo и вeчeрниц.

Чтo тaкoe вeчeрницы? Ктo тудa и зaчeм xoдил? Чeм тaм зaнимaлись и пoчeму цeркoвь тaк нeгaтивнo oтнoсилaсь к этoй дрeвнeй укрaинскoй прaктикe, чтo дaжe xoтeлa ee зaпрeтить? Вспoмним тaкжe нeсчaстныx дeвушeк-пoкрытoк и тo, кaк в сoвeтскиe врeмeнa былo труднo исслeдoвaть интимную пир (жизненный) нaшиx прeдкoв.

Зaчeм вeчeрницы? A чтoбы пaру сeбe нaйти!

Вeчeрницaми нaзывaлись мoлoдeжныe, кaк тeпeрь гoвoрят, тусoвки, гдe пaрни и дeвушки ближe знaкoмились, oбщaлись, шутили, тaнцeвaли, рaзвлeкaлись.

Нaилучшим врeмeнeм в целях вeчeринoк былa пoздняя oсeнь и зимa, кoгдa нe былo нeoтлoжныx сeльскoxoзяйствeнныx рaбoт. Вeснoй и лeтoм мoлoдeжь oбщaлaсь прeимущeствeннo нa улицe, «пo куткaм» сeлa. Вo мнoгиx рeгиoнax Укрaины сeзoн вeчeрниц нaчинaлся с Пoкрoвa, в нeкoтoрыx – с зимнeгo Никoлaя (19 дeкaбря) и прoдoлжaлся дo нaчaлa Вeликoгo пoстa.

"Нeвeстa". Фeдoр Кричeвский

Мoлoдeжь былa oриeнтирoвaнa oбщeствoм нa выбoр брaчнoгo пaртнeрa, пoэтoму глaвнaя цeль вeчeрниц – сoздaниe услoвий исполнение) выбoрa будущих супругов. Особенно беспокоило оный вопрос девушек. Были равно как соответствующие поговорки: «Хоч следовать старця, аби не остаться», «Хоч после лапоть, аби не скулить», «Пущай вже і патик, аби був у мене чоловік».

Умереть и не встать второй половине XIX в. по количеству браков украинские владенья опережали все остальные регионы Российской империи, а вот и все другие страны Европы. Агамия украинцы рассматривали как социальную аномалию.

Идеже собирались: ну, почти (то) есть сейчас…

Для вечерниц снимали хоромы, обычно у вдовы, вдовца, то есть (т. е.) в бездетной пары. Благодарили хозяев продуктами не то — не то деньгами. За чистоту в родных местах и за положительную атмосферу отвечала девичьи община, а хозяйственные функции возлагались получи парней. Как отмечают исследователи, «в Украине парубоцкие и девичьи общины играли весомую социализирующую миссия… и даже могли простаивать интересы молодежи перед сельской общиной…» Ребятушки были мобильнее. Они могли отправиться на вечеринку и в другое деревня, девушки же подобного себя позволить не могли.

"Украинская ночка". Николай Пимоненко

Девушки приносили с с лица какое-то рукоделие – в основном шитье, вышивание, прядение, так известно, что во эра развлечений рукодельничать не избыток удобно. Советская этнография как раз на этом делала ударение: что вечеринки были древле всего элементом трудового воспитания молодежи. Нынешние этнографы предполагают, отчего на вечеринках девушки рекламировали пред потенциальными женихами, собственную красоту, мастеровитость шутить, петь и танцевать, а вот и все и свои навыки, умения будущей хозяйки, то это играло в тогдашнем обществе большую партия.

Родители о вечерницах знали и были безвыгодный против, чтобы дети тама ходили. Даже были рады – сие означало, что парень иль девушка уже выросли, немного спустя поженятся и будут жить собственной жизнью.

Развратница ночевка и эвфемистичная «притула»

Держи вечерницах молодежь практиковала общую ночевку. Особенно распространена буква практика была на Полесье, Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине, Слобожанщине.

Вечерницы и остановка создавали условия для больше тесного знакомства, служили основой в (видах возникновения симпатии, что в конечном итоге нельзя не было привести к желанному замужеству. Чуть-чуть того, совместная ночевка была хотя (бы) негласно обязательной, а девушки, которые избегали ее, подвергались осуждению и вздымать: «Если найдутся такие девушки, точно не хотят выходить сверху улицу, тогда парни мажут им дегтем калитка, дом или другие на дому. Обычно рисуют парня с большим фаллосом, а сбочку с ним девушку. Снимают в свой черед ворота и уносят куда-так на выгон, а порой инда бьют таких девушек», – рассказала одна изо опрошенных этнографом женщин.

"Свиданка". Николай Пимоненко

Невзирая на то, что девушки в Украине были свободнее, нежели их сверстницы в Московии, они аминь же не могли первыми завести разговор с парнем, первыми пригласить для танец, тем более, первыми по чести сказать в любви. Роль девушки была все больше пассивной. Правда, у французского инженера Боплана, в его «Описании Украины», изданном в 1651 году, трескать (за (в) обе щеки) целый раздел, который называется «Якобы девушки заигрывают с парнями». Так ученые отмечают, что сие, скорее, исключения из правил, нежели устоявшийся обычай.

По некоторым данным, накануне 45% девушек, которые ходили нате вечерницы, теряли там невозделанность. К этому вела плохая компетенция в интимных отношениях, незнание физиологии. Сплетня между детьми и родителями об интимных отношениях в украинских семьях были неприемлемы и недопустимы. Мелюзга реально не знали «отнюдуже берутся дети».

«Развлечения», которые практиковали для вечеринках, могли заходили жирно будет далеко. Известный украинский этнограф и краевед Молоток Грушевский в одном из своих этнографических исследований пишет, почто на Киевщине, кроме объятий, поцелуев и всевозможных ласк промеж молодежи была известна «притула» – документально половой акт, спрятанный в выражение.

А это песня с Галичины:

– Патикус, козаче, гуляй, гуляй!

Только ся до мене далеко не притуляй!

– Що то вь мене после гуляння,

Коли нема притуляння!

С чего церковники хотели запретить вечерницы

"Вечерницы". Ильюха Репин

Церковь очень беспокоило происходившее на вечерницах. Например, в 1719 году вышел фирман Киевской духовной консистории, кто запрещал вечерницы, потому почто там «диты, сообразно ночам купами собираючися, неисповедимыя безчиния и мерзкия беззакония творят, справуючи себя игры, танцы и всякие пиятихи скверная…, а найпачее по-под час таких нечестивых сборов различные делаются ексцесса, яко так блудие грехи, девства разврат, беззаконное детей прижитие».

Сельские батюшки в конце XIX века в проповедях обращались к родителям: «Же откуда ночныя сборища нашей молодежи? Отколь пісни по ночам и разныя гріховныя безчинства? И однако это бывает не лишь только в обыкновенное время года, хотя даже во святой Великій воздержанность! (…) Отцы и матери! Вам ответственны перед Богом после дітей ваших, и за малых, и вслед за взрослых, а потому следіте вслед детьми и не позволяйте им марать себя разными ночными безчинствами греховными…»

Достаточно заметить, что церковники переставать строго относились к сфере сексуального и чувственного. Физическая насту называлась разными словами (в томище числе и привычным нам «клевать носом»), но малограмотный любовью. Например, в «Шевельнуть временных лет» всего только раз (из 47) встречается олицетворение, где слово «слабость (к чему)» употребляется в значении «сношение».

"На сеновале". Костяня Трутовский

Супругам можно было брать уроки любовью трижды в неделю – добавьте семо дни постов, праздников и нате примерно 300 дней в году, другой раз интимная близость была запрещена. Такая принято продолжалась до ХVIII века (получи и распишись Западе – до ХIII). (законный был признан одним с христианских таинств. Обряд венчания – смирный, торжественный, «неземной» – абсолютный противовес народным свадебным застольям с их языческой вакханалией, скабрезными песнями и шутками, обращением к телесному. Благодаря) (этого церковники пытались навязать народу христианскую этику и идеализированное здравомыслие, но низовая народная просвещенность принимала все это баста медленно. К XVII веку получи и распишись Руси считали, что венчанье – привилегия князей и бояр. Нате свадьбе запрещалось даже принимать христианство: мол, «Свадьба – невыгодный похороны». Но века христианства до сего времени же, сказались: украинцев дозволено назвать весьма набожным народом, отмечали иностранные путешественники. Девушки берегли безгрешность не только «изо чувства стыда и из-ради страха «позора», так и за «грех пред Богом». Для сравнения, водка пословица: «Грех – часа) ноги вверх, опустил – Царь небесный простил».

Кто такие покрытки, разве «На козаку нема знаку»

"В экспедиция". Николай Пимоненко

Проститутка ночевка повышала шансы девушки выступить замуж, но была равно как опасность потерять девственность и залететь до свадьбы. Такая девчина становилась покрыткой – матерью. Ей отрезали косы, а голову покрывали платком. Подобное в традиционном украинском обществе считалось большим позором, нарушением устоявшихся норм и обычаев. Девчушка должна была переходить в фрустрация женщин «правильно» – насквозь брачный ритуал.

Такие молодой женщины не принадлежали сейчас к девичьему сообществу, но и в женское их без- принимали – они были чужими в сельской общине. От времени до времени они покидали деревню и подавались в городок. Другим вариантом было иссякнуть замуж за вдовца с детьми: «Не модель было: тот парень откажется, а статья (особь же не возьмет… А так уже так где-ведь за вдовца пойдет: и кровный ребенок, и тот ребенок. У нас а там одна была такая (симпатия старше намного), и у нее мальчуга был такой, нагулянный а. И она пошла на полдюжины детей! У него было шестеро детей, и у нее седьмой, и ещё раз трои привела – вот и десятеро душ».

Мать-одиночку подвергали осуждению и презирали, а ее ребенка называли «незаконнорожденным» – смеючись и ущемляя в правах. Вся первопричина за потерю девственности возлагалась держи девушку, ведь «бери казаку нема знаку». В редких случаях парня по (по грибы) то, что «свел» девушку, могли приневолить жениться на ней то есть (т. е.) выплатить денежную компенсацию.

Покрыткам – несчастным девушкам со сломанной судьбой, париям украинского традиционного общества, посвящено порядком произведений украинских писателей. Особенно сопереживал им Тараска Григорьевич Шевченко.

«Ой безвыгодный ходи, Грицю…», река Прибегали ли украинки к любовной магии

«Ой маловыгодный ходи, Грицю, та й сверху вечорниці, бо на вечорницях дівки – чарівниці!» В этой украинской народной песне ХVIII века, авторство которой приписывают легендарной Марусе Чурай, говорится о часть, как девушка, обиженная изменой Гриця, отравила его. Матуся девушку била (тогда сие было вполне обычно), а та до сей поры и оправдывалась: «нехай а не буде ні тій, ні мені, пусть дістанеться Гриць сирій землі».

«Привороты» и «отвороты» были манером) же популярны, как и гадания, только не настолько, как к примеру (сказать) в России. К такоим  мерам украинки прибегали в крайних случаях. Считалось, что-что брак должен держаться сверху взаимных чувствах, а не сверху магии. Обычно девушки обращались следовать помощью к бабкам-знахаркам, гадалкам. Захороводить можно было с помощью специальных заговоров, которые произносились по-над едой и напитками, одеждой не то — не то следом того, кого хотели приколдовать, «привязать». Опять-таки, украинские заговоры, несмотря бери славу украинок как «ведьм», сильнее мягкие по сравнению с русскими. Русские заговоры отличаются агрессивностью, а другие обряды любовной магии, существовавшие накануне начала ХХ века, поражают своим изуверством (взять, чтобы «привлечь» мужчину, женщине нужно было выудить половые органы собаки то есть (т. е.) свиньи, сварить их и схлебнуть, приговаривая еще и жуткое наговор).

А вот невинный «идея» с Гуцульщины, записанный Хоткевичем: «Перед восхода солнца девушка, желая иссушить парня, идет к колодцу, подставляет по-под струю воды кусок сахара и говорит особое заклятие, затем три раза должна умыться и побыстрее идти домой, чтобы пустое место не перешел дорогу. Сие должна она повторить в во-первых воскресенье после «нового» месяца и в затейщик понедельник, каждый раз высушивая лумп. Потом сахар потолочь и наделить или съесть или пьяный парню как-нибудь исподволь, – тогда без слов малец пришлет старост».

Примечательно, точно в эпоху раннего Средневековья преобладали мужские заговоры – в мужчины прибегали к магии, с тем привлечь к себе внимание праздник или иной женщины. Женщинам волшебство была не нужна – они самочки были воплощением магического основы.

Темные страницы скрытой жизни украинцев

Чего касается сексуальной жизни украинцев – сие тема малоизученная из-вслед того, что в течение десятилетий была заведомо табуирована. Запрет действовал и в начале ХХ века – подобные исследования считались «непристойными», «порнографическими» и в советское момент, и раньше. Например, в 1913 году были запрещены и конфискованы мало-мальски томов «Антропофитеи» – выдающегося этнографического исследования генеративный жизни европейцев (были дальше исследования и об украинских крестьянах Австро-Венгрии, выполненные известным этнографом и фольклористом Владимиром Гнатюком). Издателя и редактора без- раз привлекали к ответственности, и возлюбленный даже обращался за поддержкой к Фрейду – и оный ее оказал, способствуя публикации труда.

Фигура на штукатурке Золотых ворот

Блестящий пример из советских времен – эротическое (кой-какие называют его порнографическим) изображенне ХІІ в. нате Золотых воротах Киева, поглядишь «встречавшее» всех, который въезжал в город – как простых путешественников, этак и известных исторических деятелей. Рисунок обнаружили в 1981 году, же ученые публиковать его безусловно отказывались. Оно было проанализировано и (и полностью), без купюр опубликовано в статье сотрудником института философии им. Сковороды НАН Украины Юрием Писаренко токмо в 2005 году.

Так неспешно, благодаря трудам украинских этнографов, интимная существование (бренное) наших предков, несмотря в толщу веков, становится побольше зримой, а от того и сильнее понятной.

Светлана Шевцова, Азагориум

При подготовке материала использованы записки Ирины Игнатенко «Брачно-семейные взаимоотношения в традиционной культуре украинцев»; Оксаны Кись «Землячка в традиционной украинской культуре (вторая супруг XIX – начало ХХ в.) Евгения Мороза «Веселая Эрата: постель и любовь в мире русского Средневековья».

Первая пояснение: «Улица» – неотапливаемый вариант вечерниц. Полтавщина. Фотоателье С. Дудина, 1894

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.