фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
Прaвдa, жaлoбы эти пoступили нe в oфициaльныe инстaнции, a лидeру движeния «Синиe вeдeрки» Пeтру Шкуматову. В столичную же ГИБДД, по данным портала «АвтоВзгляд», обратилось не более 10 человек, что явно маловато для инициации ведомством массовой проверки этих комплексов. И подобную пассивность людей можно понять: им легче заплатить 250 рублей штрафа, чем отстаивать свои интересы в судах. Тем более что доказать они там ничего не смогут!
Дело в том, что кроме величины превышения скоростного режима, места и времени события «Автоураган» не дает «обвиняемому» никакой информации о корректности съемки. Нет данных телеметрии, неизвестен угол наклона камеры, расположения реперных точек, нет эталонного снимка и других данных, свидетельствовавших бы о том, что прибор установлен нормально и трудится в штатном режиме. Теоретически, конечно, эти сведения получить можно, но ГИБДД их добровольно представлять отказывается, посылая жалобщиков на три буквы — в суд. Куда идти, как мы уже говорили, никто из-за мизерности наказания не хочет. К тому же вся цифровая информация хранится не более месяца, и пока будут соблюдены все формальности, она автоматически сотрется.
Между тем счет обманутых «Автоураганом» может на самом деле идти на тысячи и десятки тысяч. Ведь к известному общественнику обратились только те водители, которые используют при езде такую функцию автомобиля, как круиз-контроль, или ограничение скорости. Эта опция, которой сегодня, кстати сказать, вооружены очень многие, даже бюджетные, модели, не дает «рулевому» разогнаться выше установленного им же порога. Так что удивление самоконтролирующих себя сознательных водителей, получивших штраф на пустом месте, очень даже понятно. Однако большинство моторизованных россиян эту функцию не используют (а если и используют, то только на загородных трассах) и, получив «автоураганный» штраф, легко соглашаются с тем, что на пару километров превысил установленный скоростной режим.
Между тем большинство автомобильных автоэкспертов сходятся во мнении, что расплодившиеся на наших дорогах комплексы фотовидеофиксации (только в Москве их около 1500) не имеют к вопросам безопасности дорожного движения никакого отношения, а давно стали лишь хорошим способом пополнения региональных бюджетов. И если принять эту точку зрения, то свидетельства той самой сотни автовладельцев, чьи «бортовые самописцы» уличили ряд «Автоураганов» в нечестной игре, выглядят довольно убедительно. Однако единственным способом узнать всю правду о них можно, повторимся, только изучив и проанализировав всю цифровую информацию по довольно большому объему штрафов, «выписанных» каждым из устройств хотя бы за последний месяц. Что, честно говоря, не представляется возможным, особенно если учесть, что формально устройства находятся в ведении ЦОДД, их техконтроль и обслуживание отданы на откуп частным структурам, а собственно штрафы выписывает ГИБДД. Проще, наверное, на законодательном уровне обязать одну из перечисленных структур представлять автовладельцам по их первому требованию всю цифровую информацию по конкретному нарушению.
И это особенно актуально, если учесть, что довольно скоро право выписывать штрафы, о чем в том числе заявил недавно и начальник ГУ БОДД МВД РФ генерал Черников, перейдет от ГИБДД к местным властям. И как они могут воспользоваться им при полной бесконтрольности, и гадать не надо. А ведь тот же «Автоураган» способен контролировать не только скоростной режим, но и соблюдение правил перестроения, проезда пешеходных переходов, использование ремней безопасности и ряд других позиций. На всем этом можно легко заработать десятки и сотни миллионов рублей, лишь слегка покопавшись в настройках устройств…