фото: ru.wikipedia.org
Томский государственный университет
В нынешнем виде госаккредитация не работает на качество образования, констатировал председатель Совета Ассоциации «Глобальные университеты», ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Формально она должна гарантировать соответствие образования требованиям образовательных стандартов. Однако «требования стандартов не содержат того, что проверяется аккредитационной экспертизой. Проверяется же то, что материально и что поддается простому учету, однако имеет лишь косвенное отношение к главному предмету экспертизы — кадровые, финансовые условия, связанные с ними документы».
Вопросы же содержания остаются на втором плане. Результаты подобного подхода оказываются негативными. С одной стороны, в большинстве вузов «под страхом аккредитации» тормозятся такие важнейшие процессы, как применение онлайн-курсов ведущих университетов, сетевые образовательные программы, развитие проектной и научно-исследовательской работы и т.д. С другой, во имя формальных показателей, открывающих путь к обретению вожделенных аккредитаций, вузы вынуждены идти чуть ли не фальсификацию, в сфере фабрикации которой уже появились профессионалы: «В вузах появляются отдельные структуры для подготовки к аккредитации и уже появились специальные компании для выполнения этой работы — они работают с Рособрнадзором!» — подчеркнул Кузьминов. Во многих учебных заведениях появились программы дисциплин, практик, учебные планы, не отражающие реальности, но соответствующие формальным требованиям и формам аккредитационной экспертизы.
И на всё на это тратятся бешеные деньги, констатировал первый проректор СПбГУ Илья Дементьев. Лишь за два последних года Рособрнадзор проводил выездные проверки в среднем 5 раз в неделю. А так как в каждой из комиссии в среднем было занято около 8 человек, то можно себе представить объем выделенных на эти цели средств. Между тем, результаты этих проверок, не впечатляют: «По большей части они носят типовой характер и составляются по шаблону, — констатировал он. — Возникает типичная коррупциогенная ситуация. Например, обычный предлог — «отсутствие» в вузе пропаганды здорового образа жизни. При этом ее наличие расценивается проверяющими так: есть приказ о профилактики табакокурения и пьянства — ведется работа. Нет такого приказа — не ведется. Большей дискредитации здорового образа жизни трудно себе вообразить!
Вывод ясен, подчеркнул глава ФАС Игорь Артемьев:
— Столь архаичная система, как аккредитация образовательных учреждений должна быть отменена. В других областях ее уже не осталось — только лицензирование. Причем аккредитация, как известно, не мешает появлению чрезвычайно слабых образовательных учреждений. А вот коррупциогненность появляется огромная. Будь моя воля, я бы убрал аккредитацию.
Участники заседания предложили создать новых критериев оценки качества образования. Настало время отказаться от аккредитации и лицензирования, сохранив за Роспотребназодром право контроля за происходящим в высших учебных заведениях. К оценке качества образования должны подключиться работодатели и образовательные ассоциации. При этом вуз должен иметь время, чтобы справиться с выявленными недостатками. Наконец, сами оценки должны быть иными — в их число могут войти средний балл ЕГЭ у набранных абитуриентов; доля победителей Олимпиад; качество кадров; соотношение средних зарплат педагогов к средним по региону; доля онлайн-курсов, за которые платит вуз; а также средние заработки выпускников.