фoтo: youtube.com
Мaxмуд Вeлитoв
Нaпoмним, пo мнeнию слeдствия, рeлигиoзный дeятeль сoвeршил прeступлeниe 23 сeнтября 2013 гoдa, кoгдa в oднoй из свoиx прoпoвeдeй в мeчeти «Ярдям» нa улицe Xaчaтурянa, прочитал молитву, в которой оправдал деятельность активного участника запрещенной в РФ террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» 37-летнего Абдуллы Гаппаева, который был убит в Дагестане 15 сентября 2013 года. Проведенная следствием психолого-лингвистическая экспертиза установила, что в словах Велитова содержалась «совокупность психологических и лингвистических признаков оправдания террористической деятельности».
На процессе в Московском окружном военном суде выступили свидетели со стороны защиты. Бывший борец с экстремизмом Мулланур Табаев заявил, что знаком с Велитовым по долгу службы более 20 лет и все это время имам вел законопослушный образ жизни.
— Махмуд Велитов не раз принимал участие в мероприятиях академии МВД. Человек не мог измениться, он всегда действовал в правовом поле, — сказал свидетель.
Табаев уверен, что уголовное преследование Велитова «это провокация и попытка сведения счетов».
Второй свидетель — председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, муфтий Нафигулла Аширов дал показания в качестве специалиста по канонам Ислама. По его мнению, имам не оправдывал деятельность террориста, потому что мусульмане всегда молятся за своих единоверцев.
— Мусульманин должен упоминать мертвых только в благом свете. Про умерших нельзя говорить плохо, несмотря на то, что они совершили. Мы молимся за всех людей. Имам не может отпустить грехи умершему, это может сделать только Всевышний, — пояснил Аширов.
Он также объяснил, как в Исламе трактуется слово «шахид».
— Человек, который погиб внезапно. Например, утонул, сгорел или попал под камнепад. «Мы не читаем молитву только по тем, кто сам себя убил или загубил невинную душу, — объяснил свидетель.
По его словам, имам не может оправдать деятельность мусульманина, он может только прочитать молитву.
В свою защиту Велитов в черном костюме и тюбетейке заявил, что читая молитву, хотел лишь сказать о смерти Гаппаева, как брата по вере.
— Мне пришло на электронную почту сообщение, что убили Гаппаева. Один человек (Али Чаринский, соратник Гаппаева по запрещенной партии — прим.ред) попросил прочитать о нем заупокойную молитву Дуа (обращение к Аллаху о душе покойного), что он был мусульманином, хорошим человеком. Как я мог к этому отнестись безразлично, если человека убили?! В моей молитве упоминалось еще пять умерших. Пророк сказал, что надо творить благие дела. Я не знал Гаппаева. Но его родственники о нем хорошо отзывались. К какому греху относится сообщение о смерти человека? — рассказал подсудимый.
Велитов возмутился, что ему приписали слова о запрещенной организации.
— Мне сказали, что я пострадал за веру. Благодаря тому, что у меня была с собой справка об инвалидности, а я инвалид второй группы, суд отправил меня под домашний арест, — сетовал Велитов. — Если бы ты не хвалил Гаппаева, то ничего бы этого не было, — сказали мне следователи. — Да, возможно, я его перехвалил, но не поддерживал.
Велитов заявил, что за всех мусульман просит прощение перед Всевышним.
— Я не искал в интернете информацию о Гаппаеве — Аллах это запрещает. Преступник сам несет ответственность за свою жизнь. Мне важно, что он мусульманин и молился. Я же молился за него, чтобы он попал в рай. Обвиняемый являлся шахидом, потому что его убили, — пояснил Велитов одно из значений этого слова.
Однако, как отметила гособвинитель, Велитов после задержания давал другие показания, в которых заявил, что читал в интернете про Гаппаева и заходил на сайт запрещенной террористической партии.
— Велитов, отвечая на вопросы следователя, говорил, что смотрел ролик с похорон Гаппаева, который активно призывал к Исламу, — зачитала прокурор материалы дела.
На это Велитов ответил, что «следователи написали, что хотели».
— Я отказываюсь от этих показаний, потому что не было моего адвоката, был адвокат по назначению, показания недостоверны, — заявил обвиняемый.
Затем cудья попросил прокомментировать Велитова протокол осмотра его личного компьютера, в котором была закладка на ссылку на сайт запрещенной «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». В ходе прений прокурор заявила, что считает Велитова виновным по предъявленному обвинению.
— Прошу назначить Велитову наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Защита требует оправдать имама. Адвокат имама Дагир Хасавов заявил, что Велитов не произнес ни одного слова о запрещенной организации и о членстве в ней Гаппаева, поскольку не обладал этой информацией. На Гаппаева не было возбуждено дело. Он невиновен.
— Велитов проводил религиозный обряд — читал заупокойную молитву Дуа в отношении усопшего мусульманина, — убежден адвокат Хасавов.