фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Чтoбы нaйти новые решения, в Минобрнауки созвали первый съезд учителей физической культуры и специалистов в данной области.
На съезд приехали преподаватели из 56 регионов России. Начали спикеры с позитива. С 2014 года отремонтировано 3500 спортивных залов в сельских школах и открыто более 1400 спортивных площадок — такая вот оптимистичная статистика.
— Именно на селе остро ощущалась нехватка мест для тренировок детей, инвентаря и оборудования, — рассказала Ирина Роднина, руководитель рабочей группы по разработке проекта концепции преподавания учебного предмета физическая культура. — Теперь на очереди залы небольших городов и поселков.
Сейчас каждый третий ребенок посещает спортивные секции и кружки. А ребята, сдавшие нормы ГТО и получившие золотой знак, имеют право на дополнительные баллы при поступлении в вуз. Но не все так радужно, как хотелось бы.
— Мы буквально бились с Министерством образования, спорили, чтобы нам добавили часы внеурочной деятельности, — говорит Ирина Роднина, — часы добавили, но сейчас они используются не для занятий физкультурой или творчества, а для подготовки к ЕГЭ. Ребенок почти полдня проводит в школе, и важно не только обучение, но и его здоровье.
По статистике, 60% выпускников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а с 8‑го класса у большинства начинаются хронические заболевания. На уроках физкультуры, по мнению знаменитой фигуристки, надо уделять внимание и теории. Она должна быть посвящена тренду на здоровый образ жизни, системе питания.
Кроме того, очень важно педагогам не отбить желание заниматься спортом с раннего возраста у школьников, а нагружать их по мере сил в рамках программы. Есть проблемы и в системе сдачи ГТО.
— Почему у нас ребята, которым 13–15 лет, бегут 3 км сразу после летних каникул? Они только пришли в школу после отдыха, и тут такая нагрузка. А ведь это подростки, и у них может быть возрастная гипертония, — негодует Роднина.
К тому же система сдачи ГТО подразумевает добровольное участие каждого. Но в гонке за показателями и статистикой многие директора школ просто заставляют детей участвовать в соревнованиях.
— Уроки физкультуры проводятся согласно ФГОС, но есть проблема: эта система не ставит четких рамок для преподавателей, — говорит Андрей Петров, директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России. — Кроме того, учителя могли пользоваться различными авторскими программами. Не было единого механизма для всех образовательных учреждений. Сейчас специалисты разработали концепцию преподавания, где прописано четкое содержание учебного процесса. Такая концепция уже вступила в силу по русскому и литературе.
— Спорт подрывает здоровье и изнашивает организм, — поясняет Дмитрий Пирог, чемпион мира по боксу среди профессионалов по версии WBO. — И здесь важно, чтобы рядом был настоящий тренер-профессионал, который мог бы обучить ребенка без ущерба для здоровья. Да и уроки нужно модернизировать: те, что были в СССР, современным детям уже неинтересны.
По опросу экспертов, вовлеченность детей в занятия физкультурой составляет 84% — это достаточно высокий показатель.