фoтo: Eвгeний Сeмeнoв
Скoлькo жe мы нe видeлись? Гoд, три, пять… Oнa пoчти сoвсeм нe измeнилaсь. Пoчти… Тoлькo взгляд стaл кaкoй-тo рeзкий, тяжeлый (eсли мoжнo тaк o крaсивoй жeнщинe). Взгляд, гoвoрящий: я всeгo дoбьюсь, и никтo мнe не сможет встать поперек дороги, лучше уйдите!
Недавно я посмотрел фильм «Королева Испании». Она там играла главную роль. Или не она… Тина Крус или Пенелопа Канделаки, какая разница. Обе хороши.
фото: instagram.com
Тина.
Пенелопа.
Было ли у нас с ней что-нибудь? Нет, никогда. Разве может у телекритика что-нибудь быть со своим персонажем. Это параллельные миры, которые не пересекаются.
Итак, Тина Канделаки, спешите видеть. «Последний раз ты была на Первом лет восемь назад, когда вела с Ксюшей «Две звезды», — сказал ей Малахов. Ксюша — это Собчак. Да, много воды утекло.
Теперь Канделаки большой начальник, возглавляет канал «Матч ТВ». Сначала думали: за что это ей? И кто крыша, кто помог? Она что, комсомолка, спортсменка, красавица? Комсомолка, красавица — точно, но не спортсменка, нет.
Прошел год. Теперь никто ничего не спрашивает. Теперь есть канал — спортивный, метровый, федеральный. Уникальный, потому что в бесплатном доступе почти нигде в мире это не практикуется.
Канал критикуют, да. Но только потому, что столько видов спорта он в себя не вмещает просто по определению. Хотя это холдинг, не забудьте, есть дочерние, специализированные.
По-моему, Канделаки работает очень профессионально. Прямые эфиры знаковых матчей (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол) чередуются с тематическими программами. Они тоже разные. На «Матче», где есть реклама, а значит, аудитория может быть самая разная, это адаптация. Ведущие стараются не слишком грузить, больше напирают на информацию, ну и еще немножко на гламур. Чтобы поняли даже дамы с собачками и хозяйки с поварешками. А вот уже где-нибудь на «Нашем футболе» комментаторы могут оттянуться по полной, без ограничения хронометража. Могут говорить на своем птичьем языке, зная, что их смотрят исключительно такие же профессиональные «болелы». Смотрят и ловят каждое слово.
Вообще, комментаторы — моя слабость. Я считаю их самыми главными людьми на ТВ, круче шоуменов и «дикторов» программы «Время». Наверное, это ностальгия по детству, по Николаю Озерову, по Котэ Махарадзе, Евгению Майорову, Владимиру Маслаченко, Владимиру Перетурину, дай бог ему здоровья. Но некоторые говорят, что им комментаторы мешают. Они тогда включают просто картинку без звука и себе смотрят. Мазохисты! По мне, так игру делают именно эти люди с микрофоном, те, кто за кадром. С удовольствием перечислил бы всех, да, боюсь, места не хватит.
Поэтому Канделаки за «Матч» можно поставить «пятерку», но с минусом. Как говорил наш великий сатирик Аркадий Райкин: «Пусть все будет, но пусть чего-то не хватает». Мне не хватает трех комментаторов, вынужденно ушедших с «Матча». Кирилла Дементьева, который теперь является лишь объектом насмешек для Ивана Урганта, выдает товарищеские матчи сборной России раз в два месяца и редко-редко по договору что-то делает на «Матче». Алексея Андронова, который поплатился за свои политические взгляды, был изгнан и теперь влачит жалкое существование. И, конечно, Василия Уткина. Вот его особенно! Понятно, и в больших клубах случаются конфликты. И из больших клубов уходят большие игроки, бывает и со скандалом. А все-таки жаль…
Но в конце снова о хорошем. На «Матч» приходят комментировать, анализировать и руководить замечательные в прошлом игроки по разным видам спорта. Вот вам Валерий Карпин, глава всех аналитиков по футболу, вот Сергей Юран («Кто хочет стать легионером»), вот часто появляющиеся в «Новостях» Александр Мостовой, Дмитрий Булыкин… Да тот же Савин, прекрасный совсем еще недавно нападающий. А в баскетболе один Сергей Тараканов чего стоит, олимпийский чемпион. Далее везде.
Тиночка, ты профессионал, признаю. Только не расслабляйся.
Оптимисты!
Оттепель — лучшее время года. Время жизни. Когда сходят снега, когда бегут ручьи «и тает лед, и сердце тает». Ты просыпаешься, будто от летаргического сна, и удивляешься, и радуешься всему на свете. Ты жив!
Кадр из фильма.
«Оттепель» нынче в тренде, в моде. На фоне нашего занудного бытия, да. Где большинство сидит тихо как мышки и не пикает. Где осуждают — хором, голосуют — скопом, выбирают… Никого не выбирают, он сам выбирается. Поэтому хочется воздуха, света.
Но я не о новом сериале на «России 1» «Оптимисты». Не только о нем. Там все-таки больше не о времени и о себе, а о замкнутом пространстве под названием МИД. А МИД — он МИД и есть, во все времена. В нашем МИДе уже были мистер Нет (Громыко) и мистер Да (Козырев), был премудрый Примаков и есть виртуозный Лавров. И еще есть Мария Захарова, которая не похожа ни на кого, разве что на героиню сериала «Оптимисты». Что меня лично как-то сближает с этим сериалом.
Просто на «России» появилось хорошее кино. Раньше это было раз или два в год, по большим праздникам. Когда заключали договор с очень хорошими режиссерами (Бортко, Звягинцев, Урсуляк), и они делали шедевры. А в остальном «Россию» называли каналом для домохозяек. То есть для тех, у кого нет высшего образования, а возраст 55+. Кто сидит дома, ждет мужа с работы и сына из школы, варит борщ и одним глазом пялится в телевизор. Телевизор как фон. А там страсти, страсти для бедных. Ну как есть юмор для бедных, да. Женщины 55+ смотрели, даже плакали иногда, принимали близко к сердцу. Но с некоторых пор на «России» решили удовлетворять не только этих женщин.
С некоторых пор там стали искать смыслы. Либо вкладывать эти смыслы, казалось бы, в простую упаковку. С некоторых пор там стали думать о сверхзадаче (не путать со сверхидеей): да, вспомнили бессмертное «чем удивлять будем?». Чтобы привлечь не только девушек неопределенного возраста, но и всех остальных. Даже думающих. Хоть их и совсем немного.
Практически все сериалы этого года (новые «Тайны следствия», новый «Склифосовский», «Екатерина») именно такие, с подтекстом. Даже неоднозначная «Анна Каренина» (Карен Шахназаров тоже вписался в строй из привлеченных знаменитостей), но сколько споров вызвала! А это же здорово на самом деле.
Теперь вот «Оптимисты». Конечно, не «Оттепель», не «Стиляги» того же автора. Здесь Валерий Тодоровский только продюсер. И к актерам есть вопросы, и к режиссеру (Алексей Попогребский). Но идея-то замечательная!
Раньше «Россия» считалась только Меккой для политпропагандистов. Как к этому ни относись, но выстроили они свои «лапшеухие» шоу образцово-показательно. В развлекательном ТВ крепки, но вторичны. И в сериалах первыми раньше замечены не были. Теперь — первые.