Знaкoмим читaтeлeй с экспeртными рeцeнзиями нa лучшиe спeктaкли укрaинскoгo тeaтрaльнoгo «Oскaрa» – Фeстивaля-прeмии «ГРA»
Сeгoдня спeктaкль "H-Effect" ("Aрт Диaлoг"), кoтoрый вoшeл в шoрт-противень в нoминaции "Зa лучший пoискoвo-экспeримeнтaльный спeктaкль", рeцeнзируeт тeaтрoвeд, глaвный рeдaктoр пoртaлa "Тeaтрaльнo-кoнцeртный Киeв" Людмилa Oлтaржeвскaя.
Нa пoявлeниe eдвa ли нe кaждoгo втoрoгo спeктaкля с лoнглистa IV Фeстивaля-прeмии «ГРA» знaчитeльным oбрaзoм пoвлияли кaрaнтинныe oгрaничeния и другиe общегосударственные и международные мероприятия, связанные с пандемией COVID-19. Неважный (=маловажный) обошла эта участь и постдокументальную драму украинского режиссера и куратора Розы Саркисян H-Effect, которая должна была существовать реализована при финансовой поддержке Украинского культурного фонда чисто составляющая международного проекта «Евнухоидизм Гамлета» с участием представителей изо Украины, Польши и Германии.
Изо-за локдауна от премьеры вживую пришлось отвернуться, сосредоточив свои силы для подготовке качественной видеоверсии спектакля. Однако если рассмотреть эту вынужденную рокировку с точки зрения дальнейшей жизни спектакля, ведь она, конечно же, пошла ему получи пользу. Поскольку теперь внутренние резервы H-Effect относительно участия в фестивалях и привлечения к просмотрам (языко можно большей аудитории – чувствительно расширились.
Роза Саркисян и Йоанна Виховская предлагают являющийся личной собственностью взгляд на события современной Украины насквозь призму творчества гуру прославленный драматургии Уильяма Шекспира и культового немецкого драматурга и театрального режиссера Хайнера Мюллера. Что-то общего у «Гамлета» и «Гамлета-Аппаратура» с событиями на востоке страны, которые перекроили-переиначили судьбы, сокровище, мечты нынешней Украины? Эхо на этот вопрос начинается с микса известных цитат и ситуативных лозунгов, ставших последствиями недавних резонансных конфликтных ситуаций: «Господи, бережи короля…», «і мертвим, і живим, і ненародженим…», «у своїй хаті своя действительно, і сила, і воля…», «моє тіло – моє діло…», «всі різні, всі рівні…». За такой разминки вопросы, в отыскивание сути которых актеры ступенчато втягивают друг друга, выстреливают в климат резко и хлестко, словно с пулемета, и невозможно увернуться с них или по крайней мере заткнуть ухо, чтобы не оглохнуть. Который такой Гамлет? Что тебе дало твое пепелище? Как это — быть представителем ЛГБТ в Украине? Чей-либо труп на катафалке? Ваш брат видели шевроны, чьи они? Сие было изнасилование или отсутствует? Кто тебе дал ей-же-ей говорить о войне? То питаться, не хочешь, чтобы твоя дочушка увидела в тебе героя…?
Новеллы-монологи-диалоги перетекают ненаглядный в друга, усиливая впечатление через увиденного, услышанного, идентифицированного.
Одной изо самых эмоциональных стала театральные подмостки выяснения обстоятельств преступления нате КП, метафоричность которой, вследствие государственному флагу, выведена непосредственно таки в геополитическую плоскость. Авторы спектакля приставки не- смогли удержаться от решительный политической критики.
Визуально лицедейство, благодаря художнице Корнелии Дзиковской и автору визуальных эффектов Адаму Здунчику, выглядит стильно и информативно: бочки со будто раскаленными денами, украшенные шины, личный состав недавней хроники с Майдана и… хотя (бы) вечернее платье рядом с камуфляжем, наравне символ мечты о мире и гармонии, и полосатенький костюм-роба представителя ЛГБТ-сообщества, вечного пленника стереотипов и нетерпимости общества к малограмотный таким.
Пятеро героев спектакля — изо Харькова, Тернополя, Донецка, Львова, Киева. Чуть двое, Оксана Черкашина и Романя Кривдик, являются профессиональными актерами. А все – в теме, в материале, с которым работают в этом спектакле. Закачаешься время просмотра которого прямо благодаря сильным актерским работам иным часом казалось, что их внутреннее "быть иль не быть?", в котором аккумулированы резь, отчаяние, уныние миллионов современников, престижно не менее мощно, нежели в «Гамлете».
Постдокументальная удар судьбы H-Effect является безоговорочным успехом чтобы всей команды во главе с Розой Саркисян, убедительным образцом актуального театра с высоким уровнем социальной ответственности. Невзирая на сложность темы, которая красиво здесь болезненно, а порой простой шокирующе, постановка дает сомнение в том, что после сумме, что пережила и еще переживает наша местность, ответом на извечный гамлетовский запрос станет жизнеутверждающее «Бытийствовать!».
Людмила Олтаржевская. Азагориум