фото: Геннадий Черкасов
Напомним, что законопроект, согласно которому функции и права Российской академии наук существенно расширялись, был внесен президентом страны в Госдуму РФ 22 февраля 2018 года. Согласно ему, РАН, во-первых, становилась не просто экспертной организацией, но и наделялась правами прогнозирования и вынесения своих решений на уровень государственной власти, определения основных научных направления по обороне и безопасности, решения вопросов связанных с международной деятельностью, а также правом координатора и заказчика фундаментальных исследований для всех научных организаций страны. Туда же был включен и новый пункт о «согласовании вопросов о реорганизации и ликвидации государственных научных организаций».
Президентский проект был единогласно принят в первом чтении Госдумой РФ, и в РАН все ожидали, что в ближайшее время он также успешно пройдет 2-е и 3-е слушания. Однако вопрос был отложен и после некоторой паузы в Госдуме неожиданно появилось предложение правительства о корректировки проекта президента.
— Речь идет о том, чтобы изъять из президентского проекта очень важный раздел и заменить его другим, — прокомментировал «МК» данное решение президент РАН Александр Сергеев. — В частности, кабмин предлагает внести пункт, согласно которому РАН только «рассматривает», а не «согласовывает» вопросы о реорганизации и ликвидации научных организаций, как это звучало ранее. На наш взгляд эти корректировки существенны и влияют на основную идею президентского проекта о расширении функций и полномочий РАН.
Если поправки к поправкам президента будут приняты, то Академия окончательно лишиться права двух ключей в решении судьбы не только академических институтов, но и всех других научных организаций страны. Это значит, что учредитель институтов (на данном этапе времени им является Министерство науки и высшего образования) может, к примеру, одностороннее из 500 институтов оставить 100 или объединить их, как ему заблагорассудится. Академии же при любом раскладе придется лишь скромно стоять в сторонке без права вмешаться в процесс.
Естественно, академики возражают против принятия поправки правительства. К счастью, их поддерживает в этом профильный комитет Госдумы.
— Что такое «рассматривать»? — задается вопросом вице-президент РАН Юрий Балега. — Рассматривать можно витрину, картину.. Этот глагол не влечет за собой никаких активных действий, а значит существенно снижает функционал Академии.
Данная ситуация рождает множество вопросов. В чьих интересах вносится такая кардинальная поправка? На каком основании правительство имеет право редактировать законотворческий проект президента? Что это — очередная «спецоперация», направленная на ослабление Российской академии наук?. Очень хочется верить, что это не так, и завтра правительство отзовет свою губительную поправку, объяснив ее «технической ошибкой».