Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выxoдцe с Укрaины – лeгeндaрнoм aмeрикaнскoм дизaйнeрe oдeжды
В пaузe мeжду двумя мирoвыми вoйнaми укрaинскaя мoдa, кaк ни стрaннo, былa извeстнa в мирe нe тoлькo шeдeврaми oт бывшeй киeвлянки Вaлeнтины Сaнинoй-Шлee (1889-1989). К примeру, в Сoeдинeнныx Штaтax, в 1940-1970 гг. укрaинский дизaйнeр oдeжды Вaрвaрa Кaринскaя сoздaлa пoчти всe кoстюмы к пoстaнoвкaм oснoвaтeля шкoлы aмeрикaнскoгo бaлeтa Джoрджa Бaлaнчинa (George Balanchine; сoбствeннo: Гeoргий Бaлaнчивaдзe 1904-1983): внaчaлe – пo эскизaм xудoжникoв, a зaтeм, всe чaщe, сaмoстoятeльнo, зaдaвaя бaлeтную мoду вo всeм (!!!) мирe.
Кoгдa знaмeнитoгo xoрeoгрaфa, рoдoнaчaльникa aмeрикaнскoгo бaлeтa спрoсили, чтo былo нaибoлee нeoбxoдимым интересах eгo рaбoты, oн, нe зaдумывaясь, oтвeтил:
— Kaринскaя! – И всeгдa считaл, чтo, кaк по (меньшей, пoлoвинa успexa нoвoгo спeктaкля зaвисит oт Бaрбaры, кaк нa aмeрикaнский лaд бaлeтмeйстeр нaзывaл Вaрвaру Кaринскую.
Нe удивитeльнo, чтo в кoстюмax бывшeй xaрькoвчaнки нa кинoэкрaнe и в рeaльнoй жизни нeoтрaзимo блистaли Мaрлeн Дитриx, Ингрид Бeргмaн, Джуди Гaрлaнд и Вивьeн Ли. В этo числo слoжнo пoвeрить, нo исслeдoвaтeли мoды пoдсчитaли: зa всю свoю твoрчeскую долгоденствие Вaрвaрa Кaринскaя сoздaлa дeвять тысяч кoстюмoв.
* * *
Укрaинский дизaйнeр oдeжды, aвтoр сцeничeскиx кoстюмoв в (видах кинo и бaлeтa, сoaвтoр сoврeмeннoй бaлeтнoй пaчки, oблaдaтeльницa прeмии “Oscar” (1948) – зa дизaйн кoстюмoв интересах фильмa “Жaннa д’Aрк” Вaрвaрa Aндрeeвнa Кaринскaя (в дeвичeствe – Жмудскaя) рoдилaсь 3 oктября 1886 г. нa улицe Нeмeцкoй (тeпeрь – ул.Пушкинскaя, 31) в Xaрькoвe в сoстoятeльнoй сeмьe.
Ee oтeц, Aндрeй Якoвлeвич Жмудский (1847-1920), считaлся oдним изо бoгaтeйшиx прeдпринимaтeлeй гoрoдa: пo личнoй инициaтивe тeкстильнoгo мaгнaтa в 1887 г. нaчaлaсь пoстрoйкa нoвoй Блaгoвeщeнскoй цeркви, нa кoтoрую знaтный купeц пoжeртвoвaл три тысячи рублeй. Oн тaкжe был пoчeтным пoпeчитeлeм Xaрькoвскoгo кoммeрчeскoгo училищa Импeрaтoрa Aлeксaндрa III, пoчeтным стaршинoй Кoммeрчeскoгo клубa и дирeктoрoм Xaрькoвскoгo oтдeлeния Русскoгo музыкaльнoгo oбщeствa.
Oпытныe экскурсoвoды в Xaрькoвe oбычнo в крaскax рaсскaзывaют слeдующую истoрию. Кoгдa в гoрoдe в гoды Грaждaнскoй вoйны нaxoдился штaб бeлoгвaрдeйцeв, глaвнoкoмaндующий Дoбрoвoльчeскoй aрмиeй гeнeрaл-лeйтeнaнт В.З.Мaй-Мaeвский чaстил в гoсти к Жмудским. Eгo aдъютaнт, xoрoшo зaкoнспирирoвaнный крaсный рaзвeдчик Пaвeл Мaкaрoв ужe пo oкoнчaнии вoйны oписaл в мeмуaрax “Aдъютaнт гeнeрaлa Мaй-Мaeвскoгo” (1929), кaк oн тaкжe бывaл в дoмe нa улицe Нeмeцкoй, кaк уxaживaл зa дoчкoй тeкстильнoгo мaгнaтa Кaтeй.
Пoзжe вoспoминaния П.В.Мaкaрoвa (в прoизвeдeнии oн – Пaвeл Кoльцoв) лeгли в oснoву рoмaнa “Aдъютaнт eгo прeвoсxoдитeльствa” Игoря Бoлгaринa.
* * *
Сeмья былa бoльшoй – дeсять дeтeй, Вaрeнькa рoдилaсь трeтьeй и былa стaршeй изо дoчeрeй. При этoм с млaдыx нoгтeй дeвoчку в oгрoмнoм дoмe пo улицe Пушкинскoй, 31 (нынчe здeсь рeстoрaн “Пушкa”) oкружaлa рoскoшь: гувeрнaнтки, пeдaгoги пo инoстрaнным языкaм, звaныe oбeды, пoeздки нате театральные премьеры и так вслед за этим. Разумеется, Вареньку, как многих девочек в этом случае, научили шить, но особенно возлюбленная увлекалась вышиванием – сии умения очень пригодятся ей в будущем.
Возлюбленная не собиралась просто случаться чьей-нибудь женой; закончив гимназию, деушка стала вольнослушательницей юридического факультета Харьковского университета, была владелицей и редактором владельца известной градский газеты “Утро”. А замуж вскоре всё-таки вышла. Сашуля Николаевич Моисеенко также происходил с состоятельного семейства, экспортировавшего черную икру, рыбу, некоторые продукты.
Брак продлился немного, Александр умер от тифа 7 июля 1909 г., скажем и не увидев рождения их общей дочери Ирины, которая в свет появилась спустя серия месяцев после смерти родителя. Скоро у молодой вдовы появился другой ребенок, приёмный – Варюша получила опеку над Владимиром, маленьким сыном родного брата, Анатолия Жмудского, тот или иной развелся с женой.
* * *
Замуж Вава Андреевна вышла во другой раз. Ее избранником стал прославленный в Харькове юрист, член Совета присяжных поверенных округа Харьковской судебной дворец Николай Сергеевич Каринский (1873-1948). Шабаш, казалось, пошло на путь – пара приобрела в Харькове терем на улице Мироносицкой, 46 (в настоящее время – там “Ирландский пивбар”). Но в 1915 г. воедино с детьми супруги переехали в Москву, идеже муж открыл успешную адвокатскую практику, а жинка обрела возможность полностью приобщить себя творчеству.
В московском салоне Варвары Каринской для Тверском бульваре собиралось изысканное кучка: часто обсуждали балетные и театральные премьеры. Вот то-то и есть балет, так увлекавший с детства Вареньку Жмудскую, стал темой её первых авторских произведений. В основу легли рисунки и фотографии, к которым начинающий модельщик… приклеивала кусочки разноцветных полупрозрачных тканей, образуя нечто похожее на наклеивание. Несколько работ были выставлены в одной изо галерей и имели определённый триумф.
Осенью 1917 г. случился Октябрьский трансформация, положив конец старого решетка. Семья Жмудских потеряла до сей поры капиталы, отец и муж Варвары Андреевны вынуждено эмигрировали с страны. Почему? С предпринимателем Андреем Яковлевичем Жмудским до сего времени было понятно, а опытный правовед Николай Каринский при министре-председателе Временного правительства Александре Керенском занимал воздержанность главного прокурора Петроградской судебной хоромы, арестовывал большевиков, включая Льва Троцкого и Анатолия Луначарского.
С подачи Н.С.Каринского начальник Российской империи распространили информацию, какими судьбами Владимир Ленин – бросающийся (бьющий) в глаза немецкий шпион. Дальше – с прицепом. В 1918-1920 гг. Николай Сергеевич служил начальником Черноморской губернии и управляющим Министерством внутренних дел Южно-Русского правительства, потому попал в “черный меню” большевиков; ему грозил расстреливание.
В последний момент из Крыма чиновнику-юристу пришлось держаться на (почтительном в Константинополь, тогда как Жестокая Андреевна осталась в Ялте с дочерью и сыном, отколь уплыть к мужу она уж не смогла.
* * *
Поместиться на отплывающий из Крыма в Царьград пароход Варваре Андреевне с двумя детьми в 1921 г. приставки не- удалось, из Ялты пришлось вернуться в Москву. Что ни говори, в просторную пятикомнатную квартиру буржуев возьми Тверском бульваре уже подселили многочисленных жильцов армянской и еврейской национальностей, добро бы две комнаты всё-таки посчастливилось оставить за семьей. Объединение легенде, безработная Варвара Каринская на беду нашла спрятанные в семейном тайнике фамильные слезы, что позволило образованной стеничный даме жить и даже отворить собственное дело – салончик.
Правда, теперь это была мало-: неграмотный дамская гостиная для высшего света, а чайновый салон, где к 17:00 собиралась московская цыганщина: поэты, литераторы, художники, скульпторы, кое-кто творческие личности. Роль хозяйки повысила ее знаток в среде творческой интеллигенции. После этого бывали художники – колорист и сценограф Аристарх Лентулов и колорист и педагог Николай Крымов, постановщик и актер Иван Москвин, исполнитель Василий Качалов. Можно провещать, что из светских бесед родилась первоидея, а только затем открылось студия по пошиву модных платьев и шляпок.
Для первый взгляд бесполезные взаимоотношения в среде интеллигенции помогали “классовому врагу” оградить жизнь. От реального ареста объединение личному распоряжению секретаря ЦК КП(б) Украины Вячеслава Молотова Варвару Андреевну христос придворный советский поэт Демьяша Бедный (собственно: Ефим Алексеевич Придворов; 1883-1945).
Казалось, общежитие постепенно налаживается. В период НЭПа подданная Каринская В.А. даже стада владелицей школы художественной вышивки “ARS”, в рассуждении сего ещё и модный салон Houte Couture (“высокой моды”, “с кутюр”) открыла. Кто такой бы ни рулил страной, женский пол есть женщины: им до гробовой хочется красиво одеваться. Вследствие чего платья и шляпки от Каринской обрели в Москве реноме. Состоятельные модницы приобретали авторские сережки и колечки в антикварном салоне, которым управляла Варварина пасербица Татьяна. Существовал спрос и держи шедевры прикладного искусства, выполненные Евдокией – бабушкой племянника Варвары.
* * *
В жизни Варвары Андреевны появился с иголки мужчина – Владимир Мамонтов. В недавнем прошлом артикль одной из богатейших купеческих семей России, около советской власти он потерял тутти. Кавалер оказался учтивым и обаятельным, вот именно и модельер оставалась ещё юный женщиной, которая с официальным мужем, уехавшим вслед за границу, развелась заочно. Ухаживания Мамонтова перечеркивали нищенство буяна – склонность к агрессии, тяга к алкоголю и манеры легкомысленного повесы.
В 1928 г. созрело намерение уехать из СССР: школу вышивания национализировали, модельеру предложили основные черты директором пролетарской мастерской и украшать знамена для Красной Армии. Учитывая купеческое минувшее в Харькове, биографии эмигрировавших с страны отца и первого мужа, “нэпманское” сегодня(шний день) самой Варвары Андреевны – пусто ей на родине Октября малограмотный светило.
При участии брата, Сергея Андреевича Жмудского, который-нибудь занимался ликбезом в “ПролетКульте” подо опекой первого нарка просвещения РСФСР Анатолия Луначарского, стали запасать документы. И тогда созрела отчаянная (общее) представление.
* * *
Вслед долгие годы Варвара Андреевна собрала уникальную коллекцию: старинной церковной вышивки XII-XIII вв., а и дворянской вышивки – ото Екатерининской до Александровской эпох, которые этнограф смогла избавить от уничтожения, окантовав шедевры в очки и прикрыв сверху ученическими вышивками сверху темы символики “ПролетКульта” и Советского государства.
Изумительный время личной встречи Ара Каринская предложила Анатолию Васильевичу Луначарскому основать… детскую выставку советской вышивки в Западной Европе! Возлюбленная рисковала всем – в замысле скрывался мистический план побега из Совка. К счастью, возьми тогдашней таможне рентгена безлюдный (=малолюдный) было, и примитивные картины в богатых рамах без- просвечивали. Так были спасены с пролетарского уничтожения старинные церковные и светские вышивки изо частной коллекции, а также работы фрейлин Императорского двора.
Первым получил визу и отправился ради границу Владимир Мамонтов. Из-за ним в дорогу отправилась Ара Андреевна с детьми, Ириной и Владимиром.
— Я никак не знала, что в моей шляпе были фамильные бриллианты, – там призналась дочь модельера, Инуля Николаевна Каринская. – Маме я всю поди жаловалась, что шляпа беременная… Подкладка маминого труакар была сшита из стодолларовых купюр, а накипь наши деньги спрятаны в кругу страниц – в книгах Карла Маркса и Фридриха Энгельса…
* * *
Троицу беглецов Вавуля Мамонтов встретил в Берлине, и ранее вчетвером они отправились в Бельгию, идеже в Брюсселе поселился отец Варвары, Андрюха Яковлевич Жмудский, прочие родственники. Между тем, спустя какое-то исполнившееся В.А.Каринская решила уехать в Город на берегах Сены. Там вскоре открылось студия вышивки и изготовления театрального костюма, с аюшки? начался долгий путь харьковчанки к высотам балетной моды. С всего лишнего, включая господина Мамонтова, пришлось пожертвовать раз и навсегда.
Умение кроить, тачать и вышивать, вкупе с изысканным вкусом и творческой фантазией – составили минимальный капитал. Первым проектом следственно сотрудничество с антрепризой новой балетной труппы – “Великодержавный балет Монте-Карло” (“Ballet Russe de Monte Carlo”), созданной в 1932 г., задним числом смерти С П.Дягилева, на базе двух балетных коллективов – Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже директором полковником дескать Базилем (один из псевдонимов белогвардейского полковника Василия Григорьевича Воскресенского; 1888-1951).
Что-то естественно, на одной волне началось синергизм с известным балетмейстером, главным хореографом “Русского балета Монте-Карло” Леонидом Мясиным (1896-1979), поставившим в новом жанре балета-симфонии три фантастических спектакля: “Предзнаменования” (1933), “Хореартиум” (1933), “Фантастическая созвучие” (1936).
Там же, нате Лазурном побережье Франции, виртуозно образуя костюмы к эпохальным постановкам, Варя Каринская познакомилась и с балетмейстером Джорджем Баланчиным, какой назвал украинского модельера “Шекспиром балетного костюма”, и вслед за два года создала костюмы к шести его балетам.
Возникло удивительное творческое триумвират: художник “Русского балета Монте-Карло” Кристиан Берар (Christian Bérard; 1902-1949) рисовал эскизы, Иноземка Каринская воплощала акварели в существование (бренное), а из ярких тканей и смелых силуэтов рождались невероятные балеты Джорджа Баланчина. В качестве духовного преемника знаменитого “Русского балета Дягилева” новая коллектив в 1932-1935 гг. посетила с гастролями Брюссель, Город тюльпанов, Париж, Лондон, Нью-Йорк.
* * *
Отношения двух балетмейстеров в одной труппе напоминают дружбу двух медведей в коммунальной берлоге. В “Новом Русском балете” Джордж Баланчин поставил на “бэби-балерины” Тамары Тумановой (1919-1996) токмо три номера: “Состязание” на музыку Жоржа Орика, “Кадриль” на музыку Эммануэль Шабрие и Витторио Риети, “Буржуй во дворянстве” бери сюиту Рихарда Штрауса.
Спустя время. Ant. долго его ушли. И тогда профанированный хореограф решил организовать собственную труппу – “Les Ballets 1933”. А и компания просуществовала несколько месяцев, было осуществлено чуть-чуть успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, славный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Джорджу Баланчину перебраться в США и подать повод, ни много ни чего (не хватает, – Школу американского балета и труппу “Штатский балет”. Естественно, балетмейстер согласился.
Тем временем Вава Каринская сотрудничала не всего с “Русским балетом Монте-Карло”, так и с другими балетными труппами. К примеру, малоросский художник-постановщик оформляла костюмированные спектакли французских режиссеров Жана Кокто и Луи Жуве. Бытие в Париже была насыщенной и подарила компетентность с интересными коллегами, известными представителями тогдашней богемы. Сиречь дизайнер театрального костюма, Варюша Андреевна работала по эскизам Анри Матисса, Клода Берара, Андре Дерена, Жоан Мазь и др. Сотрудничала она инда с Сальвадором Дали и Марком Шагалом.
* * *
Шабаш это время ее детушки – Владимир и Ирина – трудились воедино с матерью. Но, обстоятельства сложились просто так, что семейное трио разделилось. В 1936 г. Грубая Каринская вместе с приемным сыном отправились в Город на Темзе, а Ирина осталась в Париже, продолжая начатое матерью битва.
В английской столице Каринские затеяли совместная работа. Ant. конкуренция с одним из местных студия по пошиву одежды, по времени – с другим. Дела шли легче, родственники даже поселились в доме, в котором в будущем жил знаменитый английский портретчик XVIII в. Джошуа Рейнольдс, устроив возьми первом этаже мастерские. И абие ателье по производству театральных костюмов снискало попсовость.
Было произведено ряд интересных совместных проектов с известным английским фотографом, дизайнером интерьеров, художником за костюмам и декорациям, одним с важнейших мастеров модной фотографии Сесилом Битоном (Cecil Walter Hardy Beaton; 1904-1980). Как бы то ни было, Варвара и Владимир Каринские сотрудничали со многими с тех, с кем познакомились в Париже, начиная Кристиана Берара.
* * *
Беспричинно продолжалось вплоть до 1939 г., так тогда стало ясно, почто очередной континентальной катастрофы далеко не избежать. Как следствие, матусенька и приемный сын закрыли круг обязанностей и отправились: он – в (столица, она – в Нью-Йорк. Тем паче, что в Большом Яблоке издавна обосновался второй супруг модельера, присутствовавший московский адвокат – Колюша Каринский, правда, зарабатывавший уж на жизнь… таксистом.
C началом Второстепенный мировой ее приемный уроженец Владимир Каринский вступил в Париже в армию, и кому суждено разметала семью окончательно. В таком случае дочь Ирина оставалась изумительный Франции вместе с мужем, в годы войны у них родилось тандем детей.
Между тем, Владимира ожидали кровопролитные бои, подсочка, плен, побег из немецкого концлагеря, трубопереезд в Штаты, организованный матерью – поверх Испанию, Португалию и Кубу, а ради океаном – вступление в американскую армию, идеже Владимир Каринский прослужил предварительно конца Второй мировой войны. С сестрой возлюбленный встретился только в 1944 г., передо самым освобождением Парижа.
Душевный подъем всегда было верным спутником Варвары Каринской, идеже бы она ни находилась – в Германии, Бельгии, Франции, Англии, Нью-Йорке. Узнав, что же его муза приплыла в Нью-Йорк, Джордж Баланчин сейчас (же) разыскал модельера, тотчас выделил почти мастерскую одну из комнат в своей балетной школе и возобновил творческое синергизм. Так Варваре Андреевне в 55 парение всё пришлось начинать с чистого листа.
* * *
В некоторых случаях по окончании II Мировой войны вернулся Владеть миром Жмудский, сменив имя и фамилию в Лоуренса Влади, с той поры всю организацию производства неродной сын замкнул на себя. Переехав с театральной студии, в 1946 г. родственники приобрели палаццо на 56-й улице, еще открыли собственное дело, и вскорости их ателье-магазин балетных костюмов “Covent Garden” таким образом весьма популярным в среде нью-йоркских театралов и успешно работает предварительно сих пор.
Марлен Дитрих в роли наложницы Джамиллы. Чернуха "Кисмет", 1944 г.
Одними единственно балетными костюмами Варвара Каринская приставки не- ограничивалась. Готовился многочисленный принадлежность к бродвейским постановкам, разным супершоу. А затем настал час Голливуда. В блюдо десятилетие пребывания в Соединенных Штатах Жестокая Андреевна активно сотрудничала с кинопроизводителями. В ее костюмах стали показываться на экране звезды первой величины: Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Джуди Гарланд, Вивьен Ли, Поллет Годдар, Гэри Купер. С годами иконописец-постановщик из Харькова хоть отказывала части продюсеров.
Обаче, наибольшую славу в мировом кинематографе украинскому художнику по части костюмам принесла историческая моралите “Жанна д’Арк” (“Joan Оf Arc”; 1948) режиссера Виктора Флеминга, главную дело в которой сыграла Ингрид Бергман. Возьми сей раз академики оказались единодушными в решении: “Oscar” после костюмы Варвара Каринская получила вконец заслуженно. Впоследствии Варвара Андреевна признавалась: как эта киноработа, именно плащаница Жанны д’Арк стал ей недалек, а в будущем вдохновлял на новые смелые проекты.
Напомню, костюмы В.А.Каринской уже раз номинировались на “Житель Асгарда” несколько лет через, когда в 1952 г. в список номинантов заявлялся видеофильм-балет “Ганс-Кристиан Андерсен” (“Hans Christian Andersen”) режиссера Чарльза Видора, в главных ролях – Дэнни Кей и Зизи Жанмер. И малоруска забрала вторую статуэтку Американской киноакадемии.
* * *
Минута летело. В свои 62 годы ее преисполняли дерзкие замыслы и новые свершения. Как бы то ни было главной любовью ее жизни был и оставался балет. Работала симпатия не только с Джорджем Баланчиным, так и с Мариусом Петипа, Михаилом Фокиным, Брониславой Нижинской, прочими звёздами балетного решетка.
Но когда в 1964 г. “New York City Ballet” Джорджа Баланчина получил внушительную финансовую поддержку, бульон, что сделал хореограф, – некто позвал к себе любимого художника в соответствии с костюмам. Не просто позвал, а предложил постоянное расположение в штате. И “Нью-Йоркскому городскому балету” симпатия отдала своё сердце. И – щипанцы, создав удивительны костюмы близко ко всем последующим балетам Джорджа Баланчина!
Перелет фантазии предела не знает. Неравно поначалу Варвара Андреевна работала по мнению эскизам знаменитых художников, в том числе и Марка Шагала, Пабло Пикассо, Наталью Гончарову и Сальвадора Дали, в таком случае со временем сама придумывала шедевры, тем самым задавая ступень в балетной моде мира.
* * *
|
Удивить профессионалов утопично – буквально всё создано предварительно нас. Между тем, в историю балетной моды, идеже до нее существовало четверка пачки, уверенно вошла (до называемая “пачка Баланчина-Каринской”, которую кутюрье создала в 1950 г., когда обновлялся шифоньер для обновленного спектакля одноактного балета “Симфониетта до мажор” (“Symphony in C”; 1947) держи музыку Жоржа Бизе.
В пятом сценичном костюме мало-: неграмотный оказалось каркаса, в отличие через классической пачки; в ней в свой черед было не двенадцать и в большей мере слоёв шифона, как обыкновенно, а шесть-семь. Между тем, с головы слой тюля делался сколько-нибудь длиннее предыдущего. Не баснословно плотно прилегая друг к другу, они образовывали прелестную, пышную, мягкую юбку балерины, напоминавшую пуховку через пудры.
|
Понятно, почему как такое появилось прозвище – “powderpuff” – фабрикаты у современных танцовщиц. В “пачке Баланчина-Каринской” за спасибо танцевалось, и в движении она благолепно трепетала, а не колыхалась, иными словами, подчёркивая движения танцовщицы, а мало-: неграмотный отвлекая внимание.
На некоторых костюмах с внутренней стороны юбки модельщик могла вышить… аквилегия. Зачем? В том-то и деяние… Кроме самой танцовщицы эту пикантность никто не видел, только дизайнер знала, как подобная тля поднимет балерине настроение.
* * *
Что ни говорите, описывая это нововведение Каринской, зачастую забывают о другом, даже, знать, более важном – возлюбленная изменила не только балетную юбку, так и лиф. Годы жизни в Париже и грамотность с миром высокой моды изо первоисточника, в том числе и соревнование с великим кутюрье Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet; 1876-1975), которая популяризовала кройка по косой и шила платья с одного куска материи, которые держались единственно благодаря банту, завязанному получай груди, – не прошли полностью.
обсуждают костюмы к "Лебединому озеру" |
В новаторском взгляде получай костюм для балета малоросский модельер не ограничилась одиночно пачкой, использовала крой по части косой, чтобы создать одежды, всплошную облегающие, а именно – во (избежание лифа балетной пачки. Такого плотного облегания, которое выглядело бы иконописно и при этом давало танцовщице свободу движения, сперва никто не мог достичь, да и не стремились. Бесцельно что с нововведением Каринской хореографический костюм приобрёл еще большее рафинированность.
Утонченность подтвердила американская танцорка и актриса Аллегра Кент (Allegra Kent; строго говоря – Iris Margo Cohen, 1937):
— Многократно танцуя в костюмах от Барбары Каринской (“Семь смертных грехов”, “Лебединое озерко”, “Щелкунчик” – А.Р.), я чувствовала себя рыбкой, скользящей в воде. Зачем уж говорить о фантастической красоте сих костюмов… Недаром Джордж Баланчин утверждал, сколько половину успеха его балеты обрели как благодаря им!
* * *
подгоняют балерине Сюзанн Фаррелл тюник для балета "Танаис Кихот", 1965 г. |
В 1962 г. девушка Барбару Карински (Barbara Karinska; Варюта Андреевна Каринская), которой исполнилось поуже 76 лет, наградили самой престижной в популярный хореографии премией фирмы “Capezio”, производящей танцевальную чувяки.
Специальная приписка гласила: “Следовать визуальную красоту для зрителей и полное завороженность танцоров”. Украинка, в среде прочим, – единственный модельщик, такой высокой награды удостоена.
Вроде главный стилист “New York City Ballet” Джорджа Баланчина, гувернантка Каринская участвовала в постановках 75 балетов знаменитого хореографа. Бессчётно лет “Шекспир балетного костюма”, сиречь коллегу назвал мистер Баланчин, хозяйка работала в авторском ателье, трудилась накануне тех пор, пока крюк держала иголку, и только в последние годы Грубая Каринская отошла от дел.
Их последней совместной работой стал в 1977 г. “Венский вальсик” (“Vienna Waltz’”). Всего остановиться было трудно, и банан творца преклонного возраста мало-: неграмотный первый год вынашивали образ действий создания фантастического балета “Пернатые Америки” (“Birds Оf America”; 1827-1838), основанного в рисунках американского натуралиста и орнитолога Джона Джей Одюбона (John Jay Audubon; 1785-1851).
* * *
к "Бузан Кихоту" с Джорджем Баланчиным, 1965 г. |
Разрабатывая идею, лежащую вслед пределами человеческих возможностей, и постановщик, и стилист знали: “Пернатые Америки” никогда приставки не- будут воплощены в материал, “Перо Америки” – сие терапия, это мощное способ, чтобы держаться за житье-бытье и продлевать красоту мира.
Долгое срок Джордж Баланчин просто жил в доме Варвары Каринской в городке Беркшир, лещадь Нью-Йорком. Ежедневно они гуляли за лесу. Как мальчишка, Джордж показывал простейшие положения новой хореографии, подражая увиденным танцам разных птиц, а Чужеземка, по вечерам, делала карандашом бесконечные эскизы, наклеивая, наравне в раннем детстве, кусочки тонкой текстиль на плотную акварельную бумагу.
Что другой небесные создания умерли в 1983-м в Нью-Йорке: Баланчин – 30 апреля, а Каринская – 18 октября; через две недели после своего 97-летия. Вплоть до последнего дня Варвара Андреевна, находясь у себя в нью-йоркской квартире (Mary Manning Walsh Home), отнюдь не расставалась с пяльцами для вышивания.
Похоронена Варюта Андреевна Каринская в г.Делавана, перед г.Клифтона, штат Нью-Джерси. Бери ее могиле начертаны тары-бары обожаемой Жанны д’Арк:
— Сие не власти, славы либо — либо зависти я иду впереди, сие для выполнения божественной миссии в жизни при помощи меня.
* * *
|
В 1999 г. Варварка Андреевна Каринская была введена в Зало славы Национального музея танца мистера и обращение Корнелиус Вандербилт Уитни (National Museum Оf Dance’s Mr. & Mrs. Cornelius Vanderbilt Whitney Hall of Fame).
Мнемозина о знаменитой землячке в Харькове увековечили созданием Фонда ее имени в 2003 г., а в 2004 г. был учрежден Транснациональный фестиваль моды и театрального костюма имени В.А.Каринской.
В 2005 г. в Харькове, получай фасаде дома по улице Пушкинской, 31, появилась мемориальная табель. Она сообщала о том, отчего здесь жила Варвара Каринская. Получи и распишись торжественное открытие приехали: теснящийся в Париже внук Каринской – Древний славянин Франсуа, её внучатая племяшка, последняя из Жмудских – Наталья Влади и данный театральный художник, историк моды Саша Васильев.
На церемонии открытия Древний славянин Франсуа порадовался, что убранство ресторана “Пушки”, подготовленный в 2002 г. на первом этаже бабушкиного особняка, точь-в-точь напоминает обстановку… деревенского на родине, в котором Варвара Каринская жадюга во Франции.
Александр Рудяченко