CqQRcNeHAv

«Це дитя» Закарпатского областного венгерского театра. Путеводитель по топ-спектаклям Украины

Прoдoлжaeм знaкoмить читaтeлeй с oтзывaми тeaтрaльныx экспeртoв нa спeктaкли-пoбeдитeли IV всeукрaинскoгo Фeстивaля-Прeмии «ГРA»

Спeктaкль «Цe птенец» Зaкaрпaтскoгo oблaстнoгo вeнгeрскoгo дрaмaтичeскoгo тeaтрa, кoтoрый oдeржaл пoбeду в нoминaции «Зa в чьей короне) дрaмaтичeский спeктaкль», рeцeнзируeт тeaтрoвeд, стaрший прeпoдaвaтeль кaфeдры тeaтрoвeдeния Xaрькoвскoгo нaциoнaльнoгo унивeрситeтa искусств им. И. П. Кoтлярeвскoгo Eлeнa Либo.

Зaкaрпaтский oблaстнoй вeнгeрский тeaтр зa пoслeдниe три гoдa вo втoрoй рaз пoпaдaeт в лoнг-упаковка Всeукрaинскoгo фeстивaля-прeмии «Грa». Бeрясь зa тeмы филoсoфскиe и oстрoсoциaльныe, тeaтр нe тoлькo ищeт oтвeты нa aктуaльныe в oбщeствe вoпрoсы, нo и стaнoвится прoстрaнствoм пeрeмeн и oбнoвлeний, прoстрaнствoм, гдe пeрeoсмысливaются и рaсширяются твoрчeскиe пoиски, oбнoвляeтся и трaнсфoрмируeтся тeaтрaльный лингва, сoздaются спeктaкли, кoтoрыe oтвeчaют зaпрoсaм и вызoвaм современности.

В 2019 году кибуц, развивая направление критического театра, в рамках фестиваля-премии представил общефилософский спектакль-притчу «RH» после произведениям Дж. Оруэлла, В. Пелевина и Р. Баха. А в 2021 году участливость экспертов привлек спектакль «Це малолетний» в постановке главного режиссера театра Олега Мельничука точно по одноименной пьесе современного французского режиссера и драматурга Жоэля Помра.

В спектакле поднимаются вопросы взаимоотношений поколений, в которых выводок отстаивают право быть самими из себя, а взрослые не готовы маршировать на уступки, чтобы совершить те социальные, культурные и моральные сокровище, которые исповедуют юные.

Драматург оставляет ради закрытыми дверями первопричины поведения героев пьесы. Их драматургические образы некто намеренно упрощает, а конфликты подает в «приглушенных» тонах. Ударение в пьесе делается на важных документальных текстах. В основе сих текстов лежат интервью, которые драматург и его актеры изо Театральной компании Луи Бруяр (Сompagnie Louis Brouillard) проводили с женщинами, которые живут в бедных районах Нормандии. Собранные, обработанные и прописанные драматургом помимо интонационно-экспрессивного окраса, приближенно без ремарок, они предоставили режиссеру свободу трактовки. В интерпретации Олега Мельничука сии тексты становятся острыми, как будто лезвие, и превращаются в своеобразную серию «вивисекций», в которых связи препарируются с разных углов. И нежели болезненнее тема, тем интереснее ухаживать не только за тем, подобно как происходит на сцене, да и за тем, как реагирует театрал в зале. И в этом смысле переносность жанра «вивисекция», заявленная режиссером, оправдана т. е. никогда. Его «препарирования» лежат мало-: неграмотный столько в сфере исследований, в какой мере в сфере появления у зрителя новых смыслов, размышлений, неожиданных решений запутанных жизненных ситуаций.

Акцентируя в важных месседжах, заложенных в лаконичных, жестких и бескомпромиссных диалогах, постановщик вместе с актерами буквально «оживляют» в спектакле схематически очерченных героев Жоэля Помра. Их эмоциональное дружба, странное поведение, неприятие словно кого черт веревочкой связал друга превращаются в настоящее исследование. В каждом из сюжетов рассматриваются неодинаковые модели отношений между родителями и детьми, следовать которыми кроется немало недоразумений. Экстремально ответить, почему одна кукленочек-подросток на последнем месяце беременности остается лишенный чего дома, а другая, находясь в постнатальный депрессии, «дарит» свое отпрыск бездетной семье? Почему в отношениях в кругу родителями всегда страдает малышка, а случайная встреча любящего отца и дочери, его ненавидящей, превращаются в поверка для обоих? Какой тревога охватывает мать, на долю которой выпадает сеанс опознания тела умершего через передозировки сына? Где та фасет, за которой отец-тиран превращается в больного и беспомощного человека, а сыну начинает вымещать на нем домашние страхи и комплексы? Когда одна матунюшка будет готова «изодрать пуповину» и отпустить своего сына, а другая перестанет (претендовать от дочери оправданий ее надежд?

У большинства героев сих историй нет опоры и тыла, до тех пор важных в отношениях. Лишенные поддержки, они бунтуют, выплескивая корефан на друга равнодушие, нелюбовь, гнев или агрессию, отказываясь через повиновения и не желая тя какой-либо диалог.

Героев-детей и подростков в спектакле играют большие актеры, играют «до-взрослому», не акцентируя держи возрасте, не подражая детскому говору, походке, движениям. Таким приемом порнограф подчеркивает цикличность жизни, вот что большинство конфликтов и комплексов являются следствием прямо детских травм. Дети вырастают, становятся родителями и закладывают начатки будущих комплексов и фобий сейчас своих потомков.

Единственное, почему объединяет этих героев — сие поиск. Находясь в разных возрастных параллелях, точно бы на разных планетах, они ищут дружен в друге чувство недостающей любви, уважения, понимания, тепла, доверия, да, к сожалению, остаются один нате один со своими проблемами.

Постоянно десять историй, объединенных гусем противоречий, Олег Мельничук совокупно с художницей Иболей Орос монтируют в динамичную среду привокзальной жизни первостепенный железнодорожной станции. Здесь обитают забавные и странные персонажи. Одни с них ожидают поезд, некоторые люди ищут в попутчиках собеседников. Душевные беседы перед стук колес проходящих мимо поездов, особый вокзальный запах выпечки, чипсов и батончиков все равно с дорожным дымом и гарью для фоне диспетчерских объявлений перерастают в настоящие откровения. Дисфория "случайного попутчика" — сплошь знакомая ситуация, когда, выговорившись предварительно незнакомцем, каждый из нас точно (бы) сбрасывает камень с души и продолжает кочевать по жизни дальше. И конец бы ничего, но сим попутчиком становится зритель в театральном зале, тот или другой и сам невольно превращается в слушателя и собеседника.

Многофункциональную сценографию исполнение) спектакля разработала актриса театра и сценограф Иболя Орос. Акварелистка предложила режиссеру выстроить житейское море в двух ракурсах одновременно. Держи сцене она удачно объединила двум среды: суетливую и забавно вокзальную и драматическую условно-бытовую. Вокзальный круг то и дело трансформируется в бытовой помимо каких-либо перестановок. Простой на глазах зрителя железнодорожная деньги становится справочным бюро, буфетом река газетным киоском. Вертушка-тамбур – превращается в детскую канитель, камера хранения – в хоть завались электрички с нижними и верхними полками, анатомический харч, школьные окна, портал, в ярком свете которого виднеется выезд, и экран, на фоне которого транслируется лайв-стриминг самых эмоциональных моментов спектакля. Да сильнее всего притягивает мнение место, где расположено железнодорожное доулас. Оно упирается в тупик — отвал грунта — и трансформируется то в детскую песочницу, ведь в свежую могилу с крестом. Полно герои рассказов со своими тяжелыми чемоданами-ношами будут проходить по рельсам и упираться в нынешний тупик. Именно он становится про них точкой невозврата, сотканной с сгустка эмоций, обид, недоразумений, раздражений, истерик, которые выплескиваются вовне. Ant. внутрь, обнажая действительность.

Напряжение в спектакле сбалансировано вслед за счет легких, ироничных, искрометных мизансцен, героями которых являются постоянные жильцы станции: местные завсегдатаи, буфетчица и синий, которые по совместительству работают кассиршей и дворником. То есть они наполняют яркими эмоциями салон, а визуальное пространство — жизнью. Они переключают чуткость зрителя, готовя его с целью серии открытых разговоров в следующих эпизодах. Вообще говоря, мастерство актеров вызывает куда сильные эмоции. Актеры своей игрой-исследованием возьми каждом шагу уменьшают дистанция между героями и зрителем, на высоком уровне сочетая психологический рисунок с игровой эксцентрикой, присущей восточноевропейской устои.

Спектакль «Це мальчуга» Закарпатского областного венгерского театра становится важной историей в контексте современного театрального процесса в Украине. И какой-либо бы печальной ни была каста история, в ней много жизни, юмора, иронии, смыслов, несть невысказанного… Потому а жизнь циклична, как и наши страхи, фобии, комплексы, которые передаются после кругу от поколения к поколению. И задрать этот круг по силам немногим.

Еленя Либо. Харьков

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.