CqQRcNeHAv

Испытание Вагнером, или Музыка – выше Преступления

В кaнун oткрытия Бaйрoйтскoгo фeстивaля рaсскaзывaeм o Риxaрдe Вaгнeрe, o тoм, кaк нeмцы дo сиx пoр и нe бeз успexa рeaбилитируют музыку oт блaгoсклoннoсти нaцистoв

25 июля в Гeрмaнии нaчинaeтся юбилeйный Бaйрoйтский музыкaльный фeстивaль, цeликoм пoсвящeнный музыкe Риxaрдa Вaгнeрa. Впeрвыe зa eгo бoлee чeм стoлeтнюю истoрию, нa oткрытии, зa дирижeрским пультoм будeт стoять жeнщинa, к тoму жe нaшa сooтeчeствeнницa – Oксaнa Лынив. Сoбытиe чрeзвычaйнoe. Eгo мoжнo срaвнить рaзвe чтo с испoлнeниeм в 1904 гoду Сoлoмиeй Крушeльницкoй пaртии Чиo-Чиo-Сaн в oпeрe Пуччини «Мaдaм Бaттeрфляй». Тoгдa этo тoжe был «укрaинский прoрыв» мирoвoгo мaсштaбa. Нo: чтo тaкoe фeнoмeн Вaгнeрa? Кaк пoлучилoсь, чтo eгo музыкa стaлa глaвным сaундтрeкoм врeмeн нaциoнaл-сoциaлизмa? Слушaли ли Вaгнeрa сиoнисты? Кaк божество прeврaтился в злoдeя, a пoтoм, прoйдя дeнaцификaцию, oкaзaлся гдe-тo пoсeрeдинe? И, нaкoнeц, чтo тaкoe Бaйрoйтский фeстивaль?

Вaгнeр ради всex, или Oт Ницшe дo «Чужoгo»

Риxaрд Вaгнeр (1813-1883) нaписaл срaвнитeльнo мaлo. Всeгo тринaдцaть oпeр. Нo дeсять с ниx – всeмирнo извeстныe xиты, aктивнo испoлняются и пo сeй дeнь. Нaпримeр, у Дoницeтти с сeмидeсяти oпeр в мирoвoм рeпeртуaрe oстaлoсь нe бoлee сeми. У Вeрди – нe бoлee двуx трeтeй.

Нa сeгoдня Вaгнeр oстaeтся сaмoй влиятeльнoй фигурoй в музыкe. Xoрoшo этo alias плoxo, нo этo тaк. Сoздaннaя им музыкaльнaя всeлeннaя впeчaтляeт. Ee кoлoссaльную грaвитaциoнную силу чувствуeт кaждый, ктo к нeй тoлькo приближaeтся. Этo мoг бы непременничать гaрмoничный унивeрсум, пoдoбный тoму, кoтoрый сoздaл Король трагедии в литературе, или зальцбургский умница Моцарт в музыке, если бы безграмотный один существенный изъян – философия ненависти. Посеянное Вагнером, оказалось ни (чуточки не золотым зерном, а зубами дракона, с которых вырос смертоносный фашизм. Именно это придает его творческому наследию всеми фибрами души трагический и несколько зловещий отлив. Впрочем Вагнер продолжает не осталять без влияния на культуру ХХ века.

Композитора, ни дать ни взять и 100 лет назад, продолжают враждовать или любить интеллектуалы, его любит культура. Мюнхенская скорая помощь сигналит мелодией изо «Золота Рейна», «Стремление валькирий» звучит в фильме Копполы «Конец света сегодня». Именно по причине масскульту, в частности кино, солдяга зритель, далекий от оперы, узнает о Вагнере и попадает почти его чары. «Вав, крутая музыка!!! Благодарение Дэвиду», – пишут зрители YouTube под фрагментом «Вступление богов в Валгаллу» с того же «Золота Рейна». Они в первый раз услышали ее не в театре, а в голливудском блокбастере "Заграничный: Завет". Вагнер был бы в восторге. Что правда, немало и тех, кто считает его музыку бездушной. Унич и те, кто может вслушиваться ее в гомеопатических дозах, а в свой черед те, кто принципиально отказывается ее подслушивать.

Фридрх Ницше

Что касается прошлого, в таком случае трудно назвать того, кого бы «поветрие» Вагнером миновала. Позволено вспомнить тысячи имен, только одним из самых известных полноте Ницше. Именно он назвал Вагнера «Байройтским колдуном». Хотя это уже после того, т. е. отношения между двумя будущими «темными ангелами» немецкого национал-социализма немаловажно ухудшились. Сначала между ними были чудно теплые отношения. Похожие в родительско-сыновние. «Разборчиво говоря, вы, кроме моей жены, несравненный приз, который я получил в жизни», – написал Вагнер Ницше в 1872 году. Услышав прелюдию к «Тристану» и «Майстерзингеров», энесидем признался: «Каждая клеточка, произвольный нерв во мне дрожит». Там он сравнит этот сноровка с приемом гашиша. Подобное чувствовал маловыгодный только Ницше. Матери викторианской эпохи запрещали дочерям пропускать мимо ушей любовный дуэт из «Тристана», считая его нечеловечески неприличным, полным нескрываемого мощного эротизма, как есть «сексом на извещение».

Алекс Росс, Вотан из ведущих музыкальных критиков США, журналист The New Yorker, в своей свежей книге, посвященной творчеству немецкого композитора, пишет, сколько влияние Вагнера – это под большим вопросом конфликт. «Это достижение искусства над реальностью и реальности по-над искусством… Когда пишущий эти строки смотрим на Вагнера, в таком случае видим душу человечества через увеличительное стекло. Что наша сестра ненавидим в ней, то ненавидим в себя; что нам нравится в ней, в таком случае нам нравится в себе».

Вагнер и «дядюшка Ади»

Вагнер был антисемитом, о нежели свидетельствуют его публичные высказывания. В 1850 году дьявол, под псевдонимом, написал очерк «Еврейство в музыке» – малопривлекательный антисемитский текст, который появился в непросторный газетке, тиражом в 800 экземпляров. Сие можно было бы нарисовать на досадную ошибочность взглядов, выдумк, но двадцать лет минуя Вагнер переиздал этот работа под собственным именем. И не кто иной этот шаг никогда его ужас не поддается будет забыть и простить, делать за скольких бы ни очищали посмертную репутацию гениального композитора его поклонники.

Не диво, что музыка Рихарда Вагнера стала музыкальным сопровождением Третьего рейха. И сие несмотря на то, что же он умер за 50 планирование до того, как национал-социалисты пришли в Германии к власть. Огромную роль здесь сыграл и оный фактор, что Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера.

Винифред Вагнер с Гитлером и сыновьями

Гитлер без- только был фанатом творчества Рихарда Вагнера, однако и близким другом семьи композитора. Спустя время смерти мужа – Зигфрида Вагнера – единственного сына Рихарда Вагнера, Байройтский смотр возглавила Винифред Вагнер – жена сына Рихарда Вагнера. После провала Мюнхенского путча в ноябре 1923 возраст, когда будущего фюрера посадили в тюрьму, вот-вот она поддерживала его – обеспечивала теплыми вещами, бумагой, получай которой он начал рисовать «Майн кампф» (к лицу, это название – «Моя конкуренция» – парафраз автобиографии Вагнера «Моя житье-бытье»); носила передачи. Четверо детей Вагнеров называли его «дядюшкой Ади»; говорили, ась? Гитлер хочет жениться получай вдове, но это круглым счетом и осталось на уровне предположений.

Винифред Вагнер давно конца жизни, а умерла симпатия в марте 1980-го, оставалась фанатичной поклонницей Гитлера. Собственные взгляды на (жизнь она не скрывала. Весною 1945 года, сразу по времени освобождения Байройта, один североамериканский офицер, музыкант-любитель, пламенный поклонник музыкального наследия Вагнера, посетил поместие своего кумира. Винифред согласилась выполнить экскурсию и повела гостя нате могилу композитора. По дороге возлюбленная постоянно воспевала Гитлера, отрицая любые доводы против его страшных злодеяний. Мустанг не выдержал: «Я почувствовал чуть было не физическую невыносимость; тошноту, которая тиховодно поднималась к горлу… Впоследствии всех ужасов, которые я видел собственными глазами, там всех руин, человеческого горя… Каста энергичная и уверенная в себе род) винила всех, кроме Гитлера. На нее он был святым. И сие было страшно. Я развернулся и ушел…»

Вагнер в Израиле

Не кто иной из-за компрометации Гитлером и косвенной причастности Вагнера к Холокосту создание композитора в Израиле бойкотируется, же это не официальный вето – просто общество само пришло к консенсусу. Рано или поздно на фестивале в Байройте в 2011 году музыканты израильского камерного оркестра сыграли «Любимец богов-идиллию» – в целом самое «невинное» вагнеровское создание, это вызвало огромную волну дискуссий. Одним изо немногих, кто решался справлять произведения Вагнера был кантор Даниэль Баренбойм. Сейчас в Израиле убирать как те, кто продолжает бросать камень Вагнера, так и его «адвокаты», которые никак не устают подчеркивать, что годится различать гениальную музыку ото человеконенавистнических взглядов композитора. В начале 2010 возраст в стране даже появилось партия поклонников творчества Рихарда Вагнера, отчего воспринимается как огромный поступательное движение.

Теодор Герцль

Между прочим, Вотан из основателей политического сионизма Дар Бога Герцль очень любил музыку Вагнера, особенно оперу «Тангейзер». То есть музыкой из «Тангейзера» открывался дальнейший сионистский конгресс в Базеле в 1898 году. Не принимая во внимание сионистов, Вагнера считали своим марксисты и анархисты, символисты и оккультисты, феминистки и ажно первые борцы за полномочия геев. Но потом появился Гитлер и трендец приватизировал.

В Советском Союзе Вагнера невыгодный слишком жаловали. Единственным советским городом, идеже более или менее постоянно ставили его оперы, была Амбар. Там Вагнер в свое век руководил местным оперным театром. Только вынужден был оттуда отлучиться из кредиторов.

Между Мюнхеном и Байройтом

Вагнер мечтал о фестивале. До его мнению, это долженствует было быть доступный к широкого круга, а не исключительно для эстетов, как считал Ницше, ходкий музыкальный праздник в духе эллинизма. Спервоначала фестиваль планировали проводить в Мюнхене – со временем собирались и построить театр, только планам не суждено было облечься плотью и кровью – Вагнера из Мюнхена выдворили. Премьер-министр-министр писал королю: «Я считаю Рихарда Вагнера самым опасным человеком получи и распишись земле». Еще бы! Несовершеннолетний Людвиг II Баварский, которого Верлен назвал «единственным настоящим барином века», был одним изо первых фанатичных поклонников творчества Рихарда Вагнера, отчего не жалел государственной казны во (избежание любимого композитора. Все карман шли на Вагнера и в сказочные замки. Людвига считали сумасшедшим, а оба его увлечения – и Вагнер, и замки, после сих пор приносят немцам колоссальные дивиденды.

Близкие Вагнеров на первом фестивале в Байройте. Козима рукой обнимает Зигфрида (получи рисунке слева на переднем плане), Вагнер для заднем плане справа через нее. Ференц Лист ради роялем, на стене напоминающий Людвига II

А еще мюнхенцам беспредельно не нравилось, что Вагнер не таясь живет с Козимой Лист, женой немецкого дирижера Ганса дворянин Бюлова. Подобное не приветствовалось. Товарищ обручилась лишь в 1870 году, если у них было трое общих детей. Козима, подходящий, не только была пользу кого мужа помощницей, но и талантливым театральным режиссером и феноменальным администратором. Оный факт, что Байройтский толпа не только выжил, а и вошел в силу после смерти Рихарда Вагнера – ее дело. Кроме того, она записала порядком сказанного мужем. Получалось в чем дело?-то вроде «высказываний немецкого мудреца». Набралось полно, почти миллион слов – бесценное нещечко для изучения жизни и творчества композитора. Достаточно однако заметить, что рядом всей своей стальной харизме и талантах, Козима была всё ещё большей антисемиткой, чем ее черновичок.

Поэтому после того, вроде Мюнхен оказался для Вагнера закрыт, коллекция пал на небольшой Байройт. В Байройте Вагнер построил себя театр и виллу «Ванфрид», недалеко которой он и похоронен, при всем желании угодить моим критикам умер в Венеции в палаццо Вендрамин (с 1946 возраст там казино).

Могила Вагнера в Байройте

Пионер Байройтский фестиваль: премьера «Перстня» и недостаток котлет

Первый фестиваль состоялся в величественная 1876 года. Именно за Байройта Вагнер превратился изо изгоя в кумира эпохи. Верно, по окончании фестиваля сочинитель впал в депрессию. Несмотря бери грандиозную рекламную кампанию и саморекламу – Вагнер и в этом месте был «первопроходцем» – долги оказались немалыми. Козима записала: «Р. печален, говорит, чего хочет умереть!» Дьявол даже подумывал, чтобы оторвать от себя от проекта. Результат его нисколько не порадовал, ведь был весть далек от мечты о всенародном музыкальном объединении нате лоне природы.

Публика получай первом Байройтском фестивале была разнообразной, да подавляющее большинство принадлежало к сливкам общества – сильнее 200 представителей аристократии, выдающиеся тогдашние композиторы (Брукнер, Форзац, Чайковский, Сен-Санс), художники и писатели. Были опять же и богатые искатели приключений. Хоть (бы), журналисты отметили молодых богатых американок, падких возьми что-то новое, «в хроническом экстазе и с блеском в глазах», а Петряй Ильич Чайковский заметил, чего зрители выглядели обеспокоенными и «точно будто все время подобно как-то искали». Сиречь оказалось – искали котлеты, омлеты и другую пищу, которой невыгодный хватало. Поэтому обсуждали никак не музыку, а еду. Лицо Вагнера было сквозняком: и на пивных кружках, и возьми коробках для сигар. Промеж (себя) прочим, фон Бюлов считал, который  предпринимательский гений Вагнера гораздо выше, чем музыкальный.

Нежели еще интересен Байройт? Тем, как именно с Байройтского фестиваля устоялась способ затемнять зрительный зал. Умереть и не встать время первого же спектакля «Колец нибелунга» как обухом по темени погасли фонари, поэтому публика сидели в полумраке и наблюдали ради освещенной сценой. Прежде ападана был так же четверка освещен, как и сцена – изысканная слушатели хвасталась нарядами. Претерпела изменения равным образом и традиция аплодисментов – они стали малограмотный такими частыми – зрители должны были находиться (в присуствии) внимательнее и терпимее. Байройт имел целью создать театральную публику на небывалый уровень серьезности.

Подготовка к первому послевоенному фестивалю, 1951 годок

Первый послевоенный Байройтский толпа состоялся в 1951 году. В таком разе на его открытии исполняли Девятую симфонию Бетховена (кумира Вагнера) лещадь руководством Фуртвенглера. Это был блеяние свободы и любви в стране, избавлявшейся через наваждения нацизма. С тех пор, сие культурное мероприятие проводится что ни год, в отличие от довоенной практики. Руководит фестивалем юрт Вагнера. После войны была проделана огромная занятие, чтобы избавиться от пронацистской устои. Поэтому нынешний фестиваль в Байройте (бог) велел считать вдвойне юбилейным.

Настроение Вагнера и украинка

Оксана Лынив в приманка 43 года работает с ведущими оркестрами и оперными коллективами Европы. Вопреки на то, что держи дворе XXI век, дирижёрское художество продолжает оставаться преимущественно мужским делом, и ей пришлось перебороть немало препятствий и предвзятого к себя отношения, чтобы доказать, будто пол в этой области маловыгодный играет никакого значения – важны во время оно твой профессионализм и творческая шакти. То, что она полноте дирижировать «Летучим голландцем» – оперой, которой закругляйтесь открываться Байройт и с которой фактически и начался Вагнер-композитор, которого наш брат знаем сегодня – событие незаурядное. И благодаря этому, что никогда за 145-летнюю историю сего фестиваля женщина не дирижировала оркестром, и вот эта женщина – украинка. Сие большая честь. Можем восхищении) и чувствовать гордость.

Оксана Лынив

Как ни говорите, Байройтский фестиваль – сие не только искусство и об искусстве. Байройт – сие еще и о политике и о культуре политики. Намек того, как цивилизованное, зрелое предприятие умеет справляться с собственными фантомами прошлого. О взаимоотношения и незыблемости традиции. О невероятном престиже высокого искусства. Об объединительной роли сего искусства. О верности немецкого политического истеблишмента устои. О консолидации.

Да, музыка Вагнера продолжает расшвыривать тень на немецкую политику. Во всяком случае сейчас эта тень лишена зловещей ауры и придает ей – немецкой политике – да ты что! что большую респектабельность. Для протяжении всей свои канцлерской каденции Байройт посещает Ангела Меркель, разумеется, не как политик, а (языко частное лицо. И не один она. О статусе любого немецкого стратегия свидетельствует тот факт, какое количество билетов на Байройт спирт может распространить.

К сожалению, в Украине недостает подобных традиций. Наша политическая лучшие из лучших, а именно она призвана задавать интонация, в том числе и культурный, без меры далека от серьезного искусства. Который из первых лиц государства систематично ходит на открытие оперного сезона, невыгодный говоря уже о том, так чтобы знать либретто нескольких известных опер, либо — либо же, отличать на пулька, кто дирижирует оркестром: Стефан Турчак alias Роман Кофман? Поэтому надеемся, в чем дело? увидим хоть кого-так из украинских политических деятелей чтоб не в украинской, а в немецкой опере – в нынешнем юбилейном Байройте, идеже испытание Вагнером будет случаться Оксана Лынив. Несомненно, возлюбленная блестяще справится со своенравным «Голландцем» и придаст музыке германского гения крошку украинского шарма.

Светлана Шевцова, Помаранчевый город

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.