Мужскиe и жeнскиe шкoлы — этo нe тaкoe ужак и дaлeкoe прoшлoe. Нaши дeдушки и бaбушки впoлнe мoгут вспoмнить, кaк этo былo…
Ужe пoлмeсяцa прoдoлжaeтся тaкoй нeoбычный и слoжный «кaрaнтинный» 2020-2021 учeбный гoд. Нo пo «стaрoму стилю» 14-гo — этo пeрвoe сeнтября, и eсть вoзмoжнoсть вспoмнить o тoм, кaк шкoльники учились кoгдa-тo — в чaстнoсти … o рaздeльнoм oбучeнии мaльчикoв и дeвoчeк. Сeйчaс пoдoбнoe oбучeниe в Укрaинe сущeствуeт скoрee кaк экспeримeнтaльнoe, a кoгдa-тo, 65-75 лeт нaзaд — былo oбязaтeльным.
Шaг впeрeд и двa шaгa нaзaд
Вo врeмeнa Рoссийскoй импeрии, тaк жe, кaк и Aвстрo-Вeнгeрскoй, в кoтoрую вxoдилa Зaпaднaя Укрaинa, oбучeниe былo рaздeльным. Зaxвaтив влaсть, бoльшeвики, дeклaрируя oбщeдoступнoсть oбрaзoвaния и рaвeнствo пoлoв, пoчти срaзу пoстaвили вoпрoс o сoвмeстнoм oбучeнии мaльчикoв и дeвoчeк. Oнo былo ввeдeнo в 1919 гoду. Впрoчeм, eщe дo нaчaлa Вeликoй Oтeчeствeннoй вoйны, в Совок рeшили, чтo рaвнoпрaвиe пoлoв дoстигнутo, пoэтoму мoжнo вoзврaщaться к рaздeльнoм oбучeнию. Ввeсти eгo дoлжны были в 1941 гoду, нo пoмeшaлa вoйнa. К рeфoрмe вeрнулись в 1943 гoду. Тoгдa кo многому «возвращались» — легализовали православную автокефалия под присмотром НКВД, вернули «царские» звание, георгиевскую ленту … Неужели, и раздельное обучение. Ориентировались — равно как на имперский опыт. Совдеповский партийный функционер Андрей Мариуполь писал наркому иностранных дел Совок Вячеславу Молотову: «Я ознакомился с правилами чтобы учеников гимназий и прогимназий, утвержденными в 1877 г. В дальнейшем очень много правильных и заслуживающих перенесения в наши образ мыслей (с существенными исправлениями) положений». Коли на то пошл же была подготовлена докладная мемория отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РРСФР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза Подмосковия». В ней в частности говорилось о томик, что «…Совместное натас стало создавать затруднения педагогического и организационного ориентировочно… Введение раздельного обучения закругляйся содействовать укреплению дисциплины и устранит никак не всегда здоровые взаимоотношения промежду противоположными полами».
В июле 1943 лета раздельное обучение было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров Советский Союз. Впрочем, Киев и большая пай Украины еще оставались подо оккупацией.
Не хватало ресурса. Педагогического — также
В 1953-1954 годах школы с раздельным обучением поуже работали в 150 городах Советского Союза. Складно инструкции, каждая школа — и мужская, и женская — должна была харить отдельное учебное здание, а вдобавок все необходимые военно-учебные, спортивные и лабораторные оборудование.
В мужских школах планировалось имеет первостепенное значение увеличить лабораторные и практические учеба по физике, химии, биологии. Же для подавляющего большинства школ новые спрос оказались утопическими. Разделение школ создало сколько душе угодно проблем, решить которые местные начальник не смогли. Порой одно школьное оранжерея приходилось делить между мальчиками и девочками. Готовиться в таких школах приходилось в двум, иногда и в три смены. Конкретно возросла наполняемость классов: в среднем в школе было давно 30 классов с более 40 учащимися в каждом. Следовать двухместными партами иногда сидели по части четыре школьника.
«Ужель и трудно будет справиться с нами студентке-практикантке…», — где-то комментировал появление молодой учительницы в своем «мальчишеском» классе Вотан из героев советского художественного фильма 1953 годы. Возникли также и проблемы с персоналом: безлюдный (=малолюдный) хватало учителей, высокой была проточность кадров. По инструкции, директорами мужских школ должны водиться мужчины, а женских — женщины, а мужчин директоров было немного. Требования были высокими, (до же как и ответственность, благодаря тому многие не выдерживали нагрузок.
Словно познакомиться с девочкой?
Каким образом общались мальчики и девочки, разделенные школьной реформой? Известно, прежде всего в семье: у большинства детей были братья и сестры, а у тех, в свою хвост, друзья. К тому же, и в месяцы друг к другу тогда — в в тридевятом царстве в тридесятом государстве доинтернетные времена — ходили чаще, нежели сейчас. Во-вторых, существовали Дворцы пионеров, пионерские лагеря и тому подобное. А снова юноши и девушки из разных школ встречались в праздники: Новый год, годовщины революции, 8 владычица. Отдельной страницей планировались совместные школьные балы-маскарады, особенно новогодние. Современница вспоминала: «Костяк было — успеть захватить «хорошие» костюмы. Их выдавали на подержание за достаточно доступную цену со специального склада… Сие были настоящие театральные костюмы всех эпох и народов с масками! Позволено было… нарядиться английским матросом с пиратским прошлым…»
За замыслу, эти вечера были своеобразным копированием дореволюционных балов, да иногда они были похожи «для странную смесь концлагеря и первого бала Наташи Соматотропный …» Впрочем, их совершенно равно ждали с нетерпением. Одна с современниц вспоминала, как большие девушки ждали и готовились к балу, какой-нибудь должен был состояться 8 Марфа 1953 года, и как каплю не плакали от отчаяния с-за того, что праздничный (табельный отменили … из-после смерти Сталина.
Сталинский вальсик против буги-вуги
Держи карнавалы приглашались учащиеся изо мужских школ, иногда курсанты военных училищ. Ровно вспоминает современник, «Бери вечерах парами танцевали батман-де-катр и па-мол-патинер, советские кадеты-суворовцы в черных мундирах и брюках с пурпурными лампасами давали 100 очков форы обычной гражданской шпане, которая совестно топталась на месте…» Вот времена позднего сталинизма самым популярным официальным танцем был вальсик. Именно вальс считался самым приличным, «благородным» танцем. Делать за скольких вальсы написаны популярные советские песни о школе того времени: "Школьный вальсок" (1950) и "Школьные годы чудесные" (1956). Конечный стал своеобразным гимном тогдашней советской школы в всей территории СССР, в том числе УССР. Появление украинского аналога следственно возможным лишь в 1960 году — то-то и есть тогда была написана "Пісня насчет вчительку" Платона Майбороды и Андрея Малышко.
Танцевальная платформа школьных балов утверждалась зараньше. И не только школьная, хотя и на танцплощадках. Популярным танцем была в свой черед полька. Танцевать танго и блюз было не желательно. Их позволено было заказать разве что такое? раз за вечер. И так не всегда … А до этого времени строго запрещенным танцем в Советы в середине пятидесятых годов был буги-вуги. Журнальчик «Смена» в 1954 году писал: «Сие папина заслуга. / Сие волосы до плеч. / Сие танец буги-вуги / И с похабщинкою тост… » Буги-вуги воспринимался словно совершенно аморальный танец. Поэтому? Потому что там большая составная — сочинение. Любая импровизация в тоталитарном обществе воспринималась т. е. некая угроза государственному строю. Повально должно быть строго регламентировано. Дискотека — тоже.
Глас народа в Советский Союз? И — конец эксперимента
В 1950-1954 годах — на поверку, бывало в СССР и такое — развернулась диспут о целесообразности раздельного обучения. Симпатия проходила преимущественно в прессе. Благо решение о введении раздельной системы обучения в 1943 году принималось получи и распишись самом высоком уровне негласно, то отказ от нее — за глаза станет публичной. В газеты поступали сотни писем через профессоров, домохозяек, школьников, врачей, учителей и хотя (бы) кадровых военных. Большинство авторов высказывались из-за возвращение совместного обучения.
Одним из главных аргументов в пользу совместного обучения, был тема полноценной коммуникации детей. Школьные годы — серьёзный этап социализации ребенка, как бы то ни было смешанный класс — это, по части большому счету, модель общества, в котором и мальчикам, и девочкам требуется всячески коммуницировать: договариваться, пикироваться, дружить, влюбляться, ссориться, пробавляться, находить общие решения…
Кое-какие видел в раздельной системе обучения «перепевы теорий буржуазных идеологов о интеллектуальной неполноценности женщин», а и указывали на появление у девочек «признаков потребительства и мещанства». Ходят слухи девочки оценивали мальчиков только-тол по тому, насколько сноровисто они танцевали. Мальчики а, смеялись над девочками, относились к ним чванно, называли женские школы «бабскими». Тетуня же, кто отстаивал идею раздельного обучения, подчеркивал, словно это очень прогрессивный упрощенство, поскольку позволяет улучшить результаты обучения, а да сконцентрироваться на воспитании юношества «в лучших традициях» — дисциплинированных, вышколенных, умных — настоящих мужчин. Консерваторы поддакивали: «а девочки — будущие матери, и наставлять их нужно соответственно…». Чего) дискуссии велись ожесточенные.
В феврале в 1953 году, вновь при жизни Сталина, Костя Симонов — тогдашний главный вычитчик «Литературной газеты» передал копии писем — паче 800 — в ЦК КПСС и направил собственное сопр секретарю ЦК КПСС Михайлову, какой-никакой был куратором образования. В июле 1954 возраст раздельное обучение отменили. Мотивация была та а, что и в 1943 году: «порыв улучшить дисциплину учеников».
Словно было потом
Поэтому период раздельного обучения мальчиков и девочек был недолгим — 11 полет. После этого все вернулось: будущее страны снова стали учиться миром. С полгода им пришлось освоиться друг к другу и учиться далеко не воспринимать друг друга вслед за «инопланетян». Вотан из современников вспоминает: «… Совместное занятия с девочками очень волновало. Знакомые девочки у нас, вестимо, были, но школа воспринималась в духе некое подобие казармы, благодаря тому присутствие там девочек было каким-ведь страшным нарушением. Всех рассадили попарно "мальчик — девочка". Сие воспринималось отчасти как свадьба — причем по расчету (учителей). Мальчики заговорили о достоинствах и изъянах «моей» и «твоей». Завидовали тем, кому досталась «красивая». Подавляющая мальчиков честно влюбились в «своих». Девочки рассматривались в соответствии с сторонам… Раздельное, а дальше и совместное обучение очень обострило участие на разнице полов…»
Вот так закончился сталинско-великодержавный школьный эксперимент. К идее раздельного обучения уж не возвращались, разве что-нибудь на уровне дискуссий. Совместное тренировка существовало до развала Советский Союз, и потом. Что ж, у каждой модели обучения давно сих пор есть словно сторонники, так и противники. И сие естественно.
Так же, (как) будто и то, что воспоминания пожилых людей о школьном прошлом равным образом разные. Кто-то изо них улыбнется, а у кого-в таком случае в глазах заблестят слезы. Хотя все равно — спросите у своих дедушек и бабушек — им немедленно по 80, или вблизи того…
Свєтлана Шевцова, Унигард