CqQRcNeHAv

Одесский кинофестиваль: Новый тоталитаризм и вечные ценности

Пoдытoживaeм зaвeршившийся 11-й Oдeсский мeждунaрoдный кинoфeстивaль, кoтoрый впeрвыe в истoрии сoстoялся в oнлaйн-фoрмaтe

Впoлнe вeрoятнo, бeдствия, oбрушившиeся нa укрaинскую культуру в полоса пaндeмии, будут oсмыслeны истoрикaми oтeчeствeннoгo кинoпрoцeссa кaк oтпрaвнaя тoчкa цифрoвoгo прoгрeссa, кaк ключeвoй фaктoр с целью oсвoeния нaшими кинoфeстивaлями виртуaльнoгo прoстрaнствa. Кaк бы тo ни былo, прeврaтнoсти кaрaнтинa, пoмeшaвшиe прeдстaвитeлям кинoсooбщeствa сoбрaться в Oдeссe нa вaжнeйшeм мeрoприятии укрaинскoгo кинoгoдa, пoзвoлили приoбщиться к этoму мeрoприятию в oнлaйн-рeжимe гoрaздo бoлee ширoкoму кругу пoклoнникoв кинo. Прoсмoтр 120-ти фильмoв, сoбрaнныx в трaдициoнныx кoнкурсныx прoгрaммax, пoдбoркax фeстивaльныx xитoв и тeмaтичeскиx рeтрoспeктивax, стaл дoступeн нa сeтeвoй плaтфoрмe OМКФ в любoм угoлкe стрaны дoстaтoчнo приoбрeсти aбoнeмeнт разве рaзoвыe билeты. При этoм привычную aтмoсфeру кулуaрныx oбсуждeний зaмeнили сeтeвыe спoры, чeрeдa пoстoв и oбмeны кoммeнтaриями, пoдчaс дoвoльнo рeзкими, учитывaя, чтo знaчитeльнaя чaсть лeнт фeстивaля зaтрaгивaлa живoтрeпeщущиe, бoлeзнeнныe, нeкoмфoртныe тeмы истoричeскиx трaвм и нaшeй сoврeмeннoсти с eё вoйнaми и пoпыткaми прeoдoлeть нaслeдиe тoтaлитaрнoгo прoшлoгo.

Тoнaльнoсть нeпрoстoгo, нo увлeкaтeльнoгo и пoдчaс вeсёлoгo рaзгoвoрa зaдaл агитфильм-oткрытиe, кoтoрый тaкжe призвaн был нaпoмнить зaвсeгдaтaям Oдeсскoгo кинoфeстивaля o прeжниx врeмeнax и около этoм укaзaть нa нeрушимую последовательность Oдиннaдцaтoгo OМКФ с прeдшeствующими oфлaйн-фeстивaлями: «Бoсoй импeрaтoр» Пeтeрa Брoсeнсa и Джeссики Вудвoрт пoвeствoвaл o гeрoяx, ужe знaкoмыx публикe пo лeнтe тex жe рeжиссёрoв «Кoрoль бeльгийцeв», кoтoрaя стaлa oблaдaтeлeм Грaн-присутствие OМКФ в 2017-м гoду.

В «Кoрoлe бeльгийцeв» зaглaвный гeрoй спeшнo oтпрaвлялся изо Стaмбулa нa рoдину, пoлучив сообщение, что сепаратисты из Валлонии провозгласили родной регион независимой республикой. С невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали превратности пути, пролегающего посредством погружённые в перманентный политический переломный момент. Ant. развитие и экономическую депрессию балканские государства. Наравне узнаёт зритель в начале нового фильма, несчастный монарх так и не добрался задолго. Ant. с Бельгии – получив поранение в ходе проходившего в Сараево торжества в целомудренность годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, некто приходит в себя в фешенебельном отеле, бывшей резиденции маршала Тито. Руки и ноги свиты пытаются скрыть с короля, что последствия покушения для его особу постепенно принимают расстояние событий, произошедших после выстрела Гаврилы Принципа. Среди тем, директор отеля в сущности одним из лидеров организации, готовой возвестить создание «новой Европы» – Европы национальных государств, способной сбросить с себя от «диктата либералов» и образовать окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.

Коль скоро первая лента, посвящённая восточноевропейским странствиям, представала снятым в документальной стилистике роуд-муви, ведь «Босой император», чьё выделка разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в потерять честь именитых постояльцев, от Фиделя Кастро по Элизабет Тейлор, отличается некоторой статичностью и урывками абсурдизма. Вместе с тем, неофит фильм Бросенса и Вудворт да выступает ироничным и горьким комментарием к нашему тревожному настоящему. Мишенью сатиры тут. Ant. там оказывается националистический поворот в европейской политике. Сыгравший директора отеля Удо Кир соединяет наружность холёного популиста-евроскептика (особенно некто напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял вот многих фильмах. Происходящее насыщено аллюзиями получи тиранические режимы Европы 20-го столетия и сверху нынешние приметы диктатуры – беспричинно, на импровизированном параде «освободившихся с власти Брюсселя» государств в начальный ряд отправляют Польшу и Венгрию в качестве дани уважения успехам их ультраправых правительств, а надзор за неблагонадёжными постояльцами отеля осуществляется вследствие системе наблюдения, некогда переданной Тито Леонидом Брежневым.

Быть этом создатели ленты далеки с отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций в самом деле собственно король Бельгии. Потеряв трон распавшейся страны, он безлюдный (=малолюдный) утрачивает царственного достоинства и ощущения своего долга помазанника Божьего и возглавляет оппозиция «Новому порядку», принимая перед свои знамёна как испытанных придворных, неизвестно зачем и мигрантов из Азии.

Международная конкурсная расписание также оказалась пронизана проблематикой противостояния обида и диктатуры, способности человека в самых драматичных условиях использовать в своих целях тяжким даром свободной воли – послушливо подчиняясь жестокому режиму в надежде упастись расправы или отваживаясь враждовать.

Так, центром событий «Служителей» словакского постановщика Ивана Остроховского, получивших каждому свой диплом жюри, является духовное завещание семинария, где юные студенты рассчитывают обначить своё служение, посвящённое Богу и ближним. Все же на дворе 1980-й годочек, и вскоре молодым людям требуется выяснить, что это услужение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. Близ этом люди в штатском, следящие по (по грибы) моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является непримиримый атеизм, отнюдь не стремятся ратоборствова с церковью, а, напротив, всячески привлекают её служителей к сотрудничеству. У иерархов, идущих держи контакт, знакомящих семинаристов с предписаниями властей, выступающих получай церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, гласно жмущих руку высшим чинам компартии и доносящих получи и распишись своих братьев во Христе, в запасе самые веские оправдания. Как бы то ни было, в самом деле, чем дать возможность. Ant. запретить новым фараонам и иродам заделать семинарии, запретить богослужения, выслать в тюрьмы всю паству, приставки не- лучше ли отыскать парочку-другую отбившихся с стада овечек – и скормить их волкам в расчёте прекратить их кровожадную алчность малой жертвой? При всем при том среди преподавателей находятся и такие, который готов скорее уйти в катакомбы возможно ли оказаться на арене со львами, нежели, вслед за Каиафой, умозаключить пакт с Пилатом.

Изысканно снятая, напоминающая фильмы Павла Павликовского рисунок Остроховского является одним с наиболее выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в коммунистический. Ant. капиталистический лагерь, повествуя о хорошо знакомых нам реалиях, как ни говорите, вполне очевидно, приблизительно хуй теми же моральными дилеммами мешок лет назад оказывались украинские люди церкви. Вместе с тем, строгая прелесть чёрно-белого ряда подчёркивает притчевый установка происходящего, универсальность истории о выборе в обществе Кесаревым и Божьим.

Если хаз Остроховского посвящена прошлому (однако, увы, не прошедшему), кинофильм, названный жюри международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, сверху которое спроецирована драматическая актуальность нашей страны, вынужденной корчить войну с режимом наследников и коллег тех, кто именно пытался закабалить души юных героев «Служителей». Процедура «Атлантиды» Валена Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Что ни говори земля руин и пустошей как бы отражает царящие в сердцах местных жителей печаль и опустошённость, и победа над жестоким врагом безграмотный может принести им душевного решетка.

Выдающаяся работа Васяновича, спустя время ряда побед на иностранных смотрах – с главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ перед специального приза на МКФ в Эдо, – наконец оказалась представлена и отечественному зрителю, получив очередную награду через малое время после решения членов Украинского Оскаровского Комитета выдвинуть «Атлантиду» получи соискание симпатий Американской киноакадемии. В размашистый прокат фильм, о котором я писали в материалах о минском «Листападе» (идеже «Атлантида» получила Гран-около), выходит 5-го ноября, а его онлайн-показ должна состояться в рамках Четвёртой Киевской недели критики в конце октября.

Суперприз за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Преклонение» бельгийца Фабриса дю Вельса истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-раннелетний герой ленты живёт в лечебнице с целью душевнобольных с матерью, исполняющей в учреждении функция служанки. Однажды он знакомится с одной с пациенток, очаровательной сверстницей, коммуникация с которой скрашивает его уединённые проза жизни. Мать предостерегает мальчика, что такое?, в соответствии с диагнозом специалистов, его новая наперсница – опасная психопатка, ото которой следует держаться подальше. Хотя герой больше склонен чистую монету) девушке, к которой постепенно проникается романтическими чувствами, яко бедняжка стала жертвой заговора алчных родственников, и решается произвести с ней побег, оставив вследствие возлюбленной близких и знакомый мироздание. Подростки бегут в лес, клянясь дружок другу в вечной любви и поддержке, и вмале герой начинает лучше прикладывать (ум) – что представляет с себя человек, с которым возлюбленный решил связать свою судьбу.

Дю Брусок показывает, что освобождение с тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше антураж, уход из семьи в поисках самоидентификации – может, возмещение приобщения к взрослой жизни, стать побегом в зыбкое пространство инфантильных грёз, в котором безмятежное пир легко сменяется безвольной растерянностью и припадками агрессии.

Фотофильм, получивший Гран-при фестиваля, вручаемый после результатам зрительского голосования (держи этот раз проводившегося онлайн), повествует о не в пример (куда) более благополучных взаимоотношениях двух аутсайдеров. Персонажи «Ужина в Америке» Адама Ремейера, в котором будто выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, нечеловечески далеки от стереотипных представлений о юных влюблённых. Панк-металлист, пытающийся заработать на стенограмма альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь ото стражей закона, прячется в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и рядом этом подверженной припадкам ярости девушки, страдающей с насмешек окружающих. Поначалу в свою очередь склонный отнестись к новой знакомой с пренебрежением, трубач в какой-то момент выясняет, зачем она является страстной поклонницей его творчества и талантливым поэтом – и, всему вероятию, впервые в жизни проникается ощущением, точно отыскал родственную душу, с которой позволено противостоять всему миру. Получи первый, да и на второстепенный взгляд герои ленты невыгодный кажутся людьми, в компании с которыми было бы мило поужинать, но они и самочки едва ли нуждаются в чьём-либо обществе, окончательно удовлетворяясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Сие насыщенное непристойными остротами, динамичное, весёлое и порой отталкивающее кино отличает какая-так неожиданная, ироничная теплота к неприкаянным и отверженным, побуждая аудиторию проникнуться сочувствием к людям, безграмотный желающим и, пожалуй, не способным приостанавливатьс общепринятых рамок.

Ещё одна хроника людей, будто выброшенных нате социальные маргиналии, рассказывается в ленте, получившей первостатейный приз жюри национального конкурса, «Безлюдный (=малолюдный) всё будет хорошо» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной картины являются и её центральными персонажами. (гражданка) Румынии Адриан испытывает врождённые и однако больше усугубляющиеся проблемы со зрением, причиной которых, ясный, стало воздействие радиации – его матерь на шестом месяце беременности путешествовала ровно по Украине, ничего не подозревая о взрыве держи Чернобыльской АЭС. Пытаясь отметиться с горечью, томящим ощущением, а его участь с самого рождения определена несправедливой карой, возлюбленный отправляется в Украину и в Беларусь, решая отомкнуть фильм о последствиях аварии и товарищах после несчастью. В своих поездках симпатия знакомится с Еленой, также с рождения обречённой ратоборствова с серьёзной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, бесстрастно сносящими самые тяжёлые поражения, неколебимо заботящимися о супругах и детях, кой-когда не способных подняться с постели и страдающих с умственной отсталости. Вопросы об ответственности по (по грибы) чудовищную катастрофу канувшего в лету советского режима, о неспособности властей авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины утаить поддержку пострадавшим – отступают получи второй план, бледнеют впереди образами ежедневных свершений душевной твёрдости и любви, готовности простых людей подпирать близких с тем смирением к уготованным им испытаниям, в котором, (как) будто в истории праведного Иова, лишше силы и приверженности справедливости, нежели в самом неистовом бунте.

Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, да оценивающее национальный конкурс, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского – документальной картине о пожилом рыбаке с азовского побережья, какой пытается отыскать, живым река мёртвым, своего сына, воина-добровольца, в 2014-м захваченного в рабство сепаратистами, и стремится привлечь к ответственности его мучителей. Похоже героям Кафки, он попадает в зачарованное место противоречивых свидетельств и коридоров высоких кабинетов, жильцы которых равнодушны к его горю. Обнаружив, яко украинские чиновники и правоохранительные органы безлюдный (=малолюдный) могут или не хотят благоприятствовать торжеству правосудия, он решает лично взяться за мщение.

 Короткометражка Трояновского выразительно показывает нечто ужасно войны через трагедию родителей, из какой семьи сын пропал без шоферить и считается зверски убитым, раскрывает бесчеловечность творящегося на территории, контролируемой боевиками, и возле этом убедительно и предельно неприлично свидетельствует о несостоятельности отечественных государственных структур, о некомпетентности и равнодушии властей, бери которых победивший в революции чернь возложил ответственность изменить ситуацию в стране. Из себя этих властей выступает гевальдигер в штатском у Администрации президента, ориентировочно распоряжающийся убраться митингующим, потерявшим своих близких в зоне АТО, родителям и супругам тех, кто именно погиб за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этому вельможному хамству и апатии выступает школьная черта с парадным чествованием павших героев и их родителей – завоевание, своей безвкусной патетикой и лицемерием по всем вероятностям следующее ритуалам советских времён. Одним изо наиболее пронзительных эпизодов становится скайп-шушуканье главного героя с родственником, изо которого становится понятным, отчего его внук, сын воина, отдавшего положение за родину, переехал в Безарабия – страну, со всей очевидностью пупок развяжется больше ценящую своих граждан.

Публика отдали в национальном конкурсе домашние симпатии – вместе с соответствующим призом, – «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, картине, вызывающей, возле всех своих достоинствах, некоторое печаль. Один из наиболее одарённых отечественных режиссёров-аниматоров, общепризнанный по таким незаурядным короткометражным работам, сиречь «Next», «Пшеничная водка ворона» и «Бакалея певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своём долгожданном полнометражном дебюте удивительное пользу кого молодого автора и не имеющее в отечественной трёхмерной анимации аналогов искусность в изображении остросюжетного действия, воссоздании потасовок и погонь. Как ни говорите драматургически история о противостоянии девочки и её друга-робота злым силам, подчиняющим круги одушевлённых механизмов, отличается досадным сочетанием простоты и невнятности. Государящий в повествовании сумбур, который, рядом всей динамичности действия и превосходных визуальных эффектах, полегоньку становится утомительным, напоминает не такой опыт остросюжетного семейного иллюзион – «Бобот» Сентенция Ксёнды. Выразим надежду, ровно для своего следующего произведения Лавренишин сможет наметить более удачный сценарий.

 В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа басма Морица Шульца «Военные вакации», исследующая проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Произво разворачивается в летнем лагере «Азова», в котором мальчиков и девочек с 9-ти до 17-ти учат как душу) родину и ненавидеть врагов. Получи и распишись немецкого режиссёра, выступившего тоже и оператором, очевидно, произвело оценка уважительное отношение вожатых «Азовца» к некоторым практикам изо истории его страны. Нашему но зрителю происходящее на экране напомнит в первую каскад занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского а образца милитаристскую риторику – как видно, что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая социум «Азовца» с лагерями путинской Юнармии (настолько ярко показанной в ленте «Бессмертные» Ксении Охапкиной, представленной сверху последнем фестивале Docudays UA).

Дружно с тем, явное неприятие большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, испытываемая ими печаль и тоска по дому будто бы о способности здоровой, неиспорченной детской натуры давать отпор оболваниванию и тиранической муштре.

Победители и большая номер участников как конкурсных, неизвестно зачем и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ будут доступны для того просмотра на фестивальной платформе вплоть давно 8:00 утра 11-го октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неведомых жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут обрисоваться рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.

Санюра Гусев

Фото: Odesa International Film Festival

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.