Григoрий Лeпс пoсoвeтoвaл «Пoэту гoдa» Миxaилу Гуцeриeву и дaльшe «сoвeршeнствoвaть мaстeрствo». Фото: пресс-служба ПНМП
Шнур, однако, сломался. Не хорохорился, как прежде, когда бескомпромиссно заявлял, что «из песни слов не выкинешь», и от всей души художественно матерился хоть в «Олимпийском» на больших церемониях, хоть перед премьерской женой или даже самой Аллой Пугачевой на фестивалях в Сочи… Говорил: не нравится, не берите. Осталось только прогнуть Кремль.
Но артист сам прогнулся под изменчивый мир. Гостевой сет приглашенной мегазвезды в финале многочасовой и крайне сдержанной музыкальной церемонии обошелся без единого нецензурного словечка. Штаны стали «офигительными», будто такими всегда и были, глаголы «зашарашим» и «забабашим» стыдливо заменили забористые словечки раскрученного по всем сетям новейшего боевика «Вояж», а весь «Экстаз» сморщился до немощно-фригидного стона… Действительно, из песни слов не выкинешь. Что-то моментально улетучилось из «Ленинграда» в этот сакральный момент истины. Публика еще по инерции как-то отплясывала под знакомые аккорды. Но все было уже не то…
В общем, обломался Шнур об Кремль, как Наполеон Бонапарт… Зачем все это было нужно ему и организаторам? Ну действительно, господа, или трусы, или крестик. Рубенса или показывать, или не показывать, но не заклеивать же любопытные места на картинах классика лейкопластырем… Ссылка на закон здесь тоже весьма условна, поскольку, как уже упоминалось, Шнур, когда хотел, все себе и везде прекрасно позволял, и ему за это ничего не было…
Николай Басков заявил, что заразит Викторию Лопыреву умением петь «половым путем». Фото: пресс-служба ПНМП
Конформизм, самый примитивный, шкурный и отвратительный, давно, конечно, стал устойчивой парадигмой существования российского шоу-бизнеса. И в этой парадигме, выбранной вполне осознанно, в здравом уме и ясной памяти, он, однако, если и не задыхается, то очевидно деградирует и смердит. Спасительной соломинкой в удручающей и удушливой атмосфере остается, как ни удивительно, украинский поп-фактор, что давно отмечалось не только в публикациях «ЗД», но уже всеми и везде. Это данность: российский шоу-бизнес выживает во многом за счет креативной и свежей украинской музыкальной субстанции, которая процветает, расцветает, и все пытаются объяснить причины этого феномена.
Итоги голосования академиков, сформировавших пул победителей нынешней премии, очередное тому подтверждение: LOBODA — лучшая поп-исполнительница года; ALEKSEEV — лучший поп-исполнитель года; «Вите надо выйти» от ESTRADARADA — лучший танцевальный трек года; саундтрек «А я тебя нет» Елки — лучшая песня к кинофильму; и, наконец, лучшей песней года в стране России стала «Тает лед» от украинских «Грибов». Пять из 16 номинаций за вычетом двух классических, где статуэтки были отданы пианисту Денису Мацуеву и сопрано Анне Нетребко.
Классические номинации пока выглядят несколько несуразно в контексте поп-музыкальной в целом премии, а их наполнение и принципы формирования, видимо, должны еще стать предметом серьезных размышлений для организаторов, но именно их наличие стало одним из факторов, благодаря которым возникли основания говорить о «русской Grammy», а на саму церемонию в Москву приехал Боб Сантелли, основатель музея Grammy в Америке, и не только привез с собой выставку нарядов Мадонны, Уитни Хьюстон и Майкла Джексона, но и произнес вдохновляющую речь о грядущем сотрудничестве и о том, как «музыка нас связала».
«Поп-исполнитель года» ALEKSEEV, собрав все главные украинские премии, взялся и за российские. Фото: пресс-служба ПНМП
Обоих награжденных «классиков» в Москве, однако, не оказалось, но именно классическая нота стала самым драматическим, возвышенным и трогательным моментом вечера, когда зал встал, чтобы почтить память ушедшего из жизни Дмитрия Хворостовского, а произведение композитора Игоря Крутого и поэтессы Лилии Виноградовой Toi et Moi, которую знаменитый баритон исполнял в дуэте с Ларой Фабиан, в Кремле разложили на три голоса и пронзительно спели на французском Полина Гагарина, Ани Лорак и Дима Билан. В финале номера «вступил» голос и самого маэстро Хворостовского с той памятной записи, и это стало, пожалуй, эмоциональной кульминацией вечера.
Вставаний вообще в этот раз было много. Встали в память о Викторе Цое, которому исполнилось бы в этом году 55, воздали признанием заслуги композитора Эдуарда Артемьева в честь его 80-летия, отметили вклад в эстрадное искусство 75-летнего Льва Лещенко… 55-летнего Григория Лепса вставанием не почтили, но зато наградили песню «Я скучаю по нам прежним» как «Лучший городской романс». Сам артист напирал, правда, на то, что любит рок-музыку, «и это слышно по моим песням». Поэтому, видимо, не только пел, но и объявлял победителей в номинации «Рок». Ими стали «Би-2» с песней «Лайки», но за отсутствием лауреатов статуэтку вышла получать Наташа Королева, которая «в душе всегда была рокершей».
Три песни самого востребованного сейчас в российском шоу-бизнесе поэта-песенника Михаила Гуцериева собрали награды: уже названный «городской романс» Лепса, «Химера» и «Сердце — дом для любви», что в последнем случае дало основание наградить автора титулом «Поэт года». Менее очевидными казались лавры «композитора года» Игоря Матвиенко за песню «Жить», однако академики, видимо, прониклись бэкграундом сочинения, созданного автором в память о жертвах авиакатастрофы российского самолета над Синаем и записанного впечатляющим хором из 27 артистов.
Фото: пресс-служба ПНМП
Номинацию «Поп-группа», в отличие от «Рока», удалось, к счастью, вручить лично победителям — группе I.O.W.A. Солистка Катя Иванчикова задыхалась от счастья. «Я, — говорит, — ничего не понимаю, я в шоке, я не готовилась». Не только она, но и многие другие лауреаты всяческими ужимками, прибаутками, междометиями и выкатыванием глаз из орбит подчеркивали «неожиданность» награды, что должно было доказать абсолютную «неангажированность и честность премии». Местами это выглядело уже назойливо и комично, поскольку трудно представить, чтобы на той же Grammy водили хороводы только вокруг одной темы — «честности премии». Но это тоже наши реалии. В честность в нашей Раше почему-то никто не верит, и часто приходится бить себя в грудь и выпрыгивать из штанов, чтобы что-то доказать…
■ ■ ■
Фразой вечеринки без сомнения стал перл телеведущей Яны Чуриковой, рассуждения которой о том, что «это был год рэпа, и появилось много молодых интересных ребят», ведущий вечера Андрей Малахов неожиданно резюмировал вопросом: «Ждать ли нам тогда баттла между Басковым и Киркоровым?» Опешившая от такого хода мысли своего коллеги Яна на мгновение задумалась, но быстро нашлась: «Нет, это какой-то древний эпический баттл». В зале повисло тягостное молчание. «Панч!» — выпалила Яна. То есть: «Уделала, да?!»
Однако, несмотря на всех «молодых интересных ребят», лучшим в хип-хопе был признан все-таки Баста (Василий Вакуленко), чье сочинение «Сансара», прозвучавшее в концерте, показало, что даже люмпенский жанр может быть не только острым, задиристым и монотонным, но глубоким и мелодичным…