Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службoй музeя
В Кaрeтнoм сaрae (oдин из выстaвoчныx залов музея) под потолком висят афиши представлений, в которых участвовал артист. На стенах – личные фотографии, эскизы костюмов, рисунки, наброски… По всем углам возвышаются манекены с костюмами и декорации к спектаклям. В витринах – вырезки из газет, полученные и отправленные письма. Отдельно выставлены ноты, исписанные разноцветными карандашами. Шаляпин самостоятельно исправлял свои партии, подстраивая их так, как ему было удобно.
Крым оказал огромное влияние на жизнь и творчество певца. Там Шаляпин работал вместе с Максимом Горьким над своей автобиографией, перевёл оперу «Дон Карлос» Верди на русский и, конечно, провёл один из самых крупных благотворительных концертов в июле 1917 года в Севастополе.
– В этом пространстве есть один экспонат, который мы, к несчастью, не смогли найти, а главное – услышать, – признается куратор выставки Светлана Семиколенова, – «Песня о Революции», которую Фёдор Иванович сочинил сам.
Шаляпину не нравились тяжёлые, трагические произведения, которые пел победивший народ, и он решил написать свой вариант. Готовую работу артист представил на конкурс, однако другие композиторы посчитали, что «Песня о Революции» не годится для гимна России.
Композиция всё равно прозвучала: в завершении благотворительного концерта, который Шаляпин давал в Севастополе. «Песня о Революции» была им исполнена, но после этого выступления её никто не слышал… до выставки в Бахрушинском.
– Мы, к сожалению, сделали только записи, повторив Шаляпинский концерт, так как не сохранилось ни одной записи с того выступления, – рассказывает Семиколенова, – поэтому мы подобрали репертуар Шаляпина, записанный им в разные годы. Этот репертуар и будет звучать на выставке нон-стоп. Живых голосов, к сожалению, не будет, хотя, возможно, в рамках выставки мы проведем какой-нибудь концерт. Может, «Песня о Революции» прозвучит в живом исполнении, потому что записей её нигде нет.