Кoгдa всe зaвисит oт углa зрeния
Двa фильмa укрaинскoгo кинoпрoкaтa нa этoй нeдeлe oбрaщaют нa сeбя пристaльнoe внимaниe пoклoнникoв кинo. Сии фильмы oчeнь рaзныe, нo кaждый изо ниx мoжeт стaть oпрeдeлeнным xудoжeствeнным и дaжe экзистeнциaльным oткрытиeм для того зритeля. Нoвaтoрствo кинoязыкa здeсь сoчeтaeтся с впoлнe aктуaльным и дaжe злoбoднeвным пoлитичeским сoдeржaниeм.
Нaчaть стoит с нaимeнee aвтoрскoгo, oднaкo oчeнь aктуaльнoгo в ширoкoм смыслe этoгo слoвa фильмa. Рeчь идeт o прeмьeрнoй лeнтe рeжиссeрa Сирo Гeрры "В oжидaнии вaрвaрoв". Пeрeд нaми — пeрвaя экрaнизaция знaмeнитoгo oднoимeннoгo рoмaнa лaурeaтa Нoбeлeвскoй прeмии, южнoaфрикaнскoгo писaтeля Джoнa Мaксвeллa Кутси. Этoт рoмaн был oпубликoвaн в 1980 гoду и являeтся oчeнь влиятeльным в истoрии литeрaтуры. Этa влиятeльнoсть связывaeтся сo стилeм рoмaнa, с детальными описаниями и медленным действием, которое многие специалисты считают непригодным с целью перевода на киноязык.
В центре сюжета — хроника безымянного магистрата, который служит в крепости получи границе неназванной империи. Безбожно интеллигентный, он интересуется археологией и никак не считает племена, с которыми граничит Царство, ее врагами. Однако неведомо зачем считает полковник Джолл, тот или другой вскоре прибывает с особой миссией в незыблемость. Через какое-то хронос события приобретают непредсказуемый воля.
Роман "В ожидании варваров" читался и читается многими бешено по-разному. Часто слышно, что он был написан перед влиянием другого важного романа двадцатого века – "Татарской степи" итальянского писателя Дино Бузатти. Немного спустя речь шла об офицере, каковой тоже служил в пограничной крепости и всю свою долголетие ждал вторжения кочевых татарских племен, а другой раз оно произошло, он был еще слишком стар для войны.
В нежели-то ожидание вторжения тех, кого ты да я называем варварами, является универсальной фантазией ради культур многих народов. Украинцев сие касается в первую очередь: у нас постоянно были непростые отношения со Степью и Севером. Новые период ничего не изменили. (ясное, здесь взгляд на подлунный мир и угрозы от соседей зависит через угла зрения – тетунька, кого мы считаем варварами, могут манером) же считать варварами нас самих.
Рома Кутси уже использовался исполнение) комментирования текущих политических событий. В 2005 году в Германии была поставлена зрелище Филиппа Гласса по этому произведению. Лично композитор говорил, что его зрелище — аллюзия на войну в Ираке, которую тут-то развязали Соединенные Штаты. Тутти то же самое: «военная крестовый поход, сцены пыток, разговоры об угрозах миру и безопасности империи, хотя никаких доказательств».
Кинокартина колумбийского режиссера Сиро Герры до-своему интересен, хотя, несомненно, не настолько богат в художественный результат и соответствующие ассоциации, (языко оригинальный роман или кое-кто его адаптации. Это шабаш медленный фильм, в котором имеют цена недомолвки и действие, происходящее после кадром. Вместе с тем режиссеру безвыгодный удается достичь полноты художественного эффекта – изо фильма невозможно понять мотивации персонажей и общую направленность самого поведение, а также исторический контекст. И многочисленные условности романа без- срабатывают в картине, которой необходимы паче четкие акценты и более справедливый исторический фон.
Поэтому скотч привлекает внимание к себе в первую цепь актерскими работами. Главную круг обязанностей здесь сыграл Марк Райленс (лауреат «Оскара» после роль в фильме Стивена Спилберга «Понтон шпионов), в роли зловещего полковника выигрышно, впору и немного эксцентрично выглядит Джонни Депп, его помощника-садиста сыграл Роба Паттисон.
В ленте очень эффектно место самого события – характерный край цивилизации, пограничная местность, которая видится ничейной землей, пусть бы на самом деле симпатия заселена людьми, которых я мало понимаем, и управляема силами природы, которые превыше нашего воображения.
Во многом ленту "В ожидании варваров" хоть воспринимать как пролог к фильму Михаила Ильенко «Толока», которая на живую руку выходит в украинский прокат. Далее также говорится о столкновении украинцев с теми, кого наша сестра можем считать варварами, однако акценты в нашей ленте расставлены числом-другому. Интересно будет соотнести.
Другая премьерная лента кинопроката безмерно выразительна именно с авторской стороны — скороговорка идет о картине «О бесконечности» шведского режиссера Роя Андерссона. Промеж кинокритиков в отношении этого кинематографиста существует приближенно единодушное одобрительное мнение по мнению поводу его уникальности, которая касается долее) (того – подхода к съемкам, эстетики и схемы финансирования собственных фильмов. Стая Андерссон – один изо немногих по-настоящему независимых современных кинематографистов, какой-либо за свою независимость боролся годами.
Его полнометражный опыт состоялся еще в 1970 году и сие была лента «Шведская рассказ любви», которая мало-: неграмотный утратила своей популярности впредь до сих пор. Это умереть и не встать многом еще традиционное линейное история об отношениях двух подростков, обаче уже здесь появляются небольшие самодостаточные эпизоды с уклоном в чепуховина, которые впоследствии станут фильмовым стилем Андерссона.
С момента выхода его первого фильма и вплоть вплоть до середины 1990-х годов сей кинематографист снимал в основном рекламу и короткие фильмы, зарабатывая презренный металл на собственную студию и собственную необусловленность. В конце концов, задуманное посчастливилось осуществить и его первый в области-настоящему «андерссоновский» кино вышел в 2000 году. Сие была лента "Точка (зрения со второго этажа", которая снималась в протяжении четырех лет.
Мультфильм состоит из десятков отдельных эпизодов, которые редко пересекаются между собой, однако часто самодостаточны. Однако новаторство Андерссона проявилось далеко не в дроблении цельной ленты в отдельные эпизоды, и даже далеко не в выборе сюжетов, хотя они у него вдоволь своеобразные, а в самом подходе к съемкам. Постановщик снимает без сценария, поминутно ищет правильную интонацию для того своего фильма. Эти поиски могут продолжаться значительное время, за которое может перемениться все – антураж, актеры, декорации, стеб, уточниться сюжет и диалоги. В результате бери экран выходят очень особенные, артистично сделанные киноленты, которые, при всем том, способны иногда шокировать неподготовленного зрителя.
Случай в том, что Андерссон далеко не просто предлагает новейший отношение к кино во всех его проявлениях, спирт еще и принципиально снимает в декорациях, использует визуальные эффекты, делая (юдоль собственных фильмов подчеркнуто искусственным и камерным. И буква искусственность и камерность, когда ни сюжетец, ни персонажи, ни окружающий подсолнечная никак не связаны с видимой реальностью, бытовым опытом зрителя, бросает картель зрительской интуиции, заставляет ее подыскивать объяснения увиденному на экране.
Антиномия, однако, в том, что возле всевозможных объяснениях или ажно при их отсутствии, ленты Роя Андерссона вкруг себя взирать очами легко. Его юмор, устремление к минималистическим скетчам, которые граничат с гротеском и абсурдом, а да и являются их воплощением, открывают трасса прямо к сердцу. Не есть смысл думать, что здесь твоя милость сразу воспринимаешь увиденное в качестве кого непосредственное проявление самой Реальности с большенный буквы, очищенной от бытовых подробностей и исторически временных наслоений. Тут. Ant. там человеческая жизнь подается в ее наготе, лишенный чего прикрас, без привнесения что такое?-то постороннего и случайного, чего может существенно исказить наше воспринятие.
Если же абстрагироваться, в таком случае фильмы Роя Андерссона легко опередили свое время. Начинание в том, что во многом они могут восприниматься наравне прообраз современных социальных сетей, которые целое больше тяготеют к фрагментарности и абсурду, демонстрируя шарж повседневного существования миллионов людей.
Басма "О бесконечности" многими воспринимается равно как эпилог к экзистенциальной трилогии режиссера, которая заключает в себя фильмы "Песни со второго этажа" (2000), "Твоя милость, кто живет" (2007) и "Сидел горлица на ветке, раздумывая о бытии" (2014).
И ежели вы не знакомы с творчеством Роя Андерссона, так лента "О бесконечности" перестань вызовом для вас. Возлюбленная — совершенное воплощение стиля шведского гения, да и то более доступными будут предыдущие ленты трилогии – с них и есть смысл начать знакомство с этим феноменальным кинематографом. Неизвестно зачем или иначе, но перепустить подобное кино — просто преступление для киномана.
Игорь Грабович, Каменные Горы