Трaдициoннaя вышивкa, кoтoрoй, пo рaзным oцeнкaм, oт 100 дo 200 лeт, мoжeт исчeзнуть
Xмeльнитчинa, кoтoрaя являeтся чaстью Пoдoлья, выдeляeтся срeди другиx этнoгрaфичeскиx рeгиoнoв тexникaми, oрнaмeнтaми и цвeтaми вышивaнoк. В прeдeлax oблaсти кaждый рaйoн и дaжe сeлo имeют свoи нeпoвтoримыe мaркeры, пo кoтoрым вышивaнку мoжнo идeнтифицирoвaть.
В Дeнь вышивaнки Укринфoрм знaкoмит читaтeлeй с трaдициями xмeльницкoгo Пoдoлья и уникaльнoй вышивaнкoй сeлa Зинькoв. Oнa пoрaжaeт свoим крoeм и oфoрмлeниeм, нo мaстeриц, кoтoрыe умeют тaк вышивaть, пoчти нeт. Пoэтoму сeгoдня крaeвeды и истoрики oбeспoкoeны, чтo этoт элeмeнт культуры мoжeт исчeзнуть, a зинькoвскиe вышивaнки oстaнутся укрaшeниeм рaзвe чтo чaстныx кoллeкций и музeeв.
НИЗЬ И КРEСТИК
Кaндидaт истoричeскиx нaук, дoктoрaнт Институтa искусствoвeдeния, фoльклoристики и этнoлoгии им. М. Т. Рыльскoгo НАН Украины, изыщица традиционной подольской одежды Лиля Иваневич рассказывает, что крест Центрального Подолья, к которому относится пакет Хмельнитчины (другая – к Волыни, — авт.), больно разноцветная, поскольку вобрала характерные особенности соседних регионов Западного, Буковинского, Восточного Подолья и Волыни, а местные мастерицы делились своими традициями.
"Если бы на территории Украины зарегистрировано более 150 видов технарь, то практически половина изо них была известна возьми Подолье. Из этой половины исключительно несколько видов не использовались бери территории Центрального Подолья. К преобладающим (использовались сильнее 60% населения региона – авт.) после этого принадлежали низинка или низь, низзя и враждебный или обычный крестик. Низь – сие древняя вышивка, которая была распространена с XVIII и впредь до начала ХХ века. Крестик а начал распространяться в конце XIX века. Низинка – куда эстетичная, но сложная искусность, поэтому крестик быстрее принял эстафету первенства", — отмечает Иваневич.
К распространенным техникам (использовали через 10 до 60% населения – авт.) относятся протыкание, вырезывание, занизывание, цепочка, горизонтальные стежки, стебновка, штаповка, после брыжам, различные виды мережек, ретязь, затяганка, збиранка и прочие. Среди редких (использовали меньше 10% людей – авт.) – в прикреп, золотое строчка, зерновой вывод, лиштва, низинный вздержка, полукрестик, розчохи (розщохи), соловьиные глазки, стебельковый шов, многочисленный шов, ришелье бисером.
По словам исследовательницы, в одной вышиванке мастерицы общепринято сочетали несколько техник, декорируя ими разные ее элементы.
Лилия Иваневич добавляет, кое-что, украшая вышиванку, мастерицы Центрального Подолья использовали архаичные телосложение орнаментации, самые распространенные с которых — дерево жизни и портрет женской фигуры с расширенной к низу треугольной одеждой и поднятыми книзу руками и головой, а также мотивы украинской народной орнаментики – геометрические, зооморфные и антропоморфные.
Цветовая палитра хмельницких вышиванок имеет домашние особенности. Как объясняет изучательница, для северо-центральных районов области (полдень Староконстантиновского, Старосинявского, Красиловского районов) сильнее характерны красно-черные цвета с незначительным вкраплением других цветов в середине орнамента. Для вышивки центральных районов (Виньковецкий, Волочиский, Городоцкий, Деражнянский, Летичевский, Проскуров, Чемеровецкий, Ярмолинецкий) характерны тёцка же красно-черные цвета, к которым добавляют темножелтый, зеленый, синий, вишневый. В южных районах (Новоушицкий и Каменец-Подольский) встечаются сочетания светлых цветов – молочного, желтого, фиолетового, розового. Рядом этом вышивка белым по части белому была характерна ради всего Центрального Подолья.
Традиционные вышиванки Центрального Подолья
Ляна Иваневич отмечает, что примером чуть не чистого крестика является зиньковская гладь. Основную орнаментику пазухи, плечевых уставок и предплечья женских рубашек в Зинькове вышивали крестиком, а дополнительными техниками украшали нарукавники, горловину, пазушный разрез.
«Так как крестик был распространен в конце ХІХ – начале ХХ в., ведь можно говорить, что зиньковская сюзане возникла в начале ХХ в., зато наибольшее развитие и распространение получила в 1920-х годах», — добавляет Иваневич.
Бирюзовый ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕНОК НА БЕЛОЙ ВЫШИВАНКЕ-МОРЩИНКЕ
Об этой вышиванке известного нате Хмельнитчине села рассказали сестры Тина Когут и Галина Бернацкая, которые основали дискотека "Хранители истории Зинькова" и инициировали человек музея при Зиньковском лицее.
Женщины говорят, что в местном музее хранится традиционная ради села праздничная вышиванка, которой вблизи 200 лет, поэтому считают, что-что техника этой вышивки возникла дотоле, чем на рубеже ХІХ-ХХ вв. Фотографии здешних вышиванок поражают своим фасоном и декором.
«Бирюзовый цвет с цветами – сие традиционная зиньковская вышивка. Ежели надеть такую рубашку, ведь орнамент на ней складывается в загогулины в виде венка или гирлянды. Орнаменты симметрично располагались (языко на передней, так задней стенке вышиванки», — говорит Галёк Бернацкая.
В музейных фондах и частных коллекциях попадаются как и зиньковские рубашки, вышитые черными нитками с добавлением синих, а в свой черед синими с зелеными и голубыми цветами.
Валентинка Когут добавляет, что первое время в Зинькове вышиванки создавали всего-навсего вручную, а когда в селе в 1928 году появилась первая швейная машинка Singer, возникает и машинная ажур. Параллельно с этим продолжали выстегивать руками, свидетельством чего являются наряды 1950-х годов.
Собеседницы объясняют, точно традиционная зиньковская вышиванка была с подтычкой (пришитая нижняя отрезок рубашки – авт.) и выглядывала с-под юбки. Ее дно украшали так называемыми «качалочками», которые похожи возьми технику «ришелье» (ажурная фриволите – авт.).
"Зиньковская вышиванка была уставкового как, то есть уставки вшивали и собирали их складочками и закрепляли отделочным швом в виде пухлика, вследствие чему создавалась пышность широкого рукава. Я не я буду были пришивные широкие нарукавники. Это вышиванки-морщинки, так есть собранные пазуха и выработка в мелкие складочки и обязательно с воротником-стоечкой. Во (избежание такого наряда использовался своенравный для Подолья тип кроя и геометрически-геоботанический орнамент. Что касается вышивки получи спине, которую мы видим бери зиньковских рубашках, это в свой черед подольская особенность", — акцентирует Лилюша Иваневич.
Почему в Зинькове для того рубашек выбрали именно блекло-синий цвет, неизвестно. Правда, ни получай одной вышиванке не встречаются один в одного цветы. Хотя венок держи зиньковских рубашках встречается неважный (=маловажный) всегда. Исследовательница говорит, чего это может быть одна с разновидностей местной вышиванки али своеобразная интерпретация мастерицы.
Валена Когут и Галина Бернацкая рассказывают как и о традиционном зиньковском строе. В него как один человек с вышиванкой входили юбка с бархатным поясом и разэтакий же вставкой снизу, сопливчик и сапоги или ботинки.
Зиньковский система
О мужской зиньковской вышиванке кого хошь спроси очень мало. Уцелевшего наряда без- сохранилось, но из местных рассказов установлено, что у мужчин рубашки завязывали примыкая шеи сбоку.
СОХРАНИТЬ Ужасно ПОТЕРЯТЬ
Несмотря на свою непохожесть, традиция зиньковской вышивки днесь под угрозой исчезновения.
(то) есть отметила заведующая отделом научно-методической работы и народного творчества Хмельницкого областного научно-методического центра культуры и искусства Люся Соснина, сейчас рассматривают положение о внесении зиньковской вышивки в региональный список элементов нематериального культурного наследия, тот или другой содержит уже 9 позиций.
"Проворней всего, зиньковскую вышиванку наша сестра будем вносить в список вроде элемент, который требует немедленной охраны. Мастериц, которые отшивают рубашки числом старинным образцам, становится целое меньше, и есть угроза, будто такие вышиванки останутся не более чем украшением частных коллекций и музейными экспонатами. Возьми сегодня есть только одна такая поясница", — говорит Соснина.
Возлюбленная добавляет, что в немного противолежащий цветовой гамме и оформлении однородные вышиванки встречаются в соседних селах — Адамовке и Станиславовке.
Убережение местной вышивки поможет без- только возродить традицию, так и популяризировать Зиньков среди туристов. Живописное селение заинтересует путешественников руинами замка, деревянной церковью Святого Михаила Архангела, костелом Пресвятой Троицы. В дополнение того, гурманы найдут после этого знаменитую зиньковскую черную колбасу и зиньковский бездрожжевой доходы.
Ирина Чирица, Житомир
Фотоотпечаток Валентины Когут и Лилии Иваневич