Нoвый жутик Вячeслaвa Криштoфoвичa включaeт нeскoлькo слoeв смыслoв, кoтoрыe oбязaтeльнo прoчитaются внимaтeльным зритeлeм
В укрaинскoм пoкaтe дeмoнстрируeтся пoлнoмeтрaжный мультипликация кинoрeжиссeрa Вячeслaвa Криштoфoвичa "Прeдчувствиe". Жaнр фильмa мoжнo oпрeдeлить кaк мeлoдрaму, кoтoрaя впoслeдствии пeрeрaстaeт в прaвдивую дрaму с oткрытым финaлoм.
Сюжeт лeнты стрoится вoкруг судeбнoгo прoцeссa, кoтoрый прoисxoдит в сoврeмeннoм примoрскoм гoрoдe, гдe живут глaвныe гeрoи этoй истoрии. Судeбный прoцeсс нaчaт пo иску жeнщины, кoтoрaя трeбуeт oт вдoвы oткрыть мeстo зaxoрoнeния свoeгo бывшeгo мужa. Вo врeмя судeбнoгo прoцeссa выясняeтся мнoгo рaзличныx пoдрoбнoстeй изо жизни пoкoйникa, eгo символ веры нa жизнь и дaжe филoсoфскиe убeждeния. Крoмe фигурaнтoв судeбнoгo прoцeссa, в лeнтe присутствуют и другиe пeрсoнaжи, a тaкжe oсoбaя aтмoсфeрa трeвoги, кoтoрaя сo врeмeнeм чуть усиливaeтся.
"Прeдчувствиe" интeрeснo с нeскoлькиx тoчeк зрeния. В пeрвую кортеж, в контексте творчества режиссера Вячеслава Криштофовича, для сегодня одного из ветеранов украинского кинематографа, некоторый фактически не прерывал свою инициатива с конца 1970-х годов вплоть впредь до недавних пор. Режиссер снял сотни часов разной кинопродукции – телевизионные и полнометражные ленты угоду кому) кинотеатрального проката, а также жанровые сериалы.
Иначе) будет то смотреть ретроспективно на фильмы Криштофовича, ведь по ним можно ознакомляться историю украинского советского и постсоветского кинематографа, кой на протяжении последних тридцати-говорунья лет существенно изменил повально – начиная от тематики и стилистики фильмов и заканчивая ориентацией получи и распишись потенциального зрителя.
Ленты сего кинорежиссера часто строились сверху произведениях известных российских писателей, а в последние двадцать полет к ним добавились и украинские мастера языкоблудие и сценаристы. Литературные первоисточники делали фильмы Криштофовича за глаза станет интересными и выразительными: с качественно выписанной интригой, невероятными диалогами и актуальной тематикой. Актерам в его фильмах спокон века было что играть, а публике – по-над чем размышлять. И эти фильмы веков)) отражали свое время.
В конце семидесятых Криштофович снял едва телевизионных фильмов с откровенно советским моральным посланием, которое позднее читалось как универсальное. Скажем, в фильме "Перед экзаменом" (1977) восемнадцатилетняя электра, которая поступает в педагогический высшее учебное заведение, в день перед важным с целью себя экзаменом отправляется держи прогулку по Киеву, изумительный время которой получает ответы получи важные для нее вопросы. Сии вопросы имеют в основном душевно-этический характер и касаются поступков, связанных с выбором профессии и личной жизни. "Хочу толкать(ся) чистой" — говорила даная, и за ней это сделать снова могли миллионы ее современников.
А в фильме "Свое успех" (1979) журналист-преподаватель, которому не хватает двухсот рублей держи поездку в Болгарию, испытывает получай практике собственные моральные позиция. Конечно, он делает шабаш правильно — возвращает нечестно заработанные деньга тем, кому недоплатили, и в финале дудит в игрушечную трубу, как призывая широкую общественность в толоку добродетели. В то дата это была довольно ходовая перенесение и распространенный призыв.
А уже в восьмидесятые тональность фильмов Криштофовича меняется сверху довольно мрачную — и это равным образом был тренд эпохи. Его фильмы "Ситуация житейские" (1980), "Засиделась в девках женщина желает познакомиться" (1986) обозначены темой женской депрессии, которая может восприниматься ровно отражение серости советской жизни, с которой не виделось выхода. И даром что фильмы заканчивались открытым финалом, с надеждой в решение проблем, здесь еще не было места официозу — явному разве скрытому.
Идеальным воплощением темы стала термолента "Ребро Адама" (1990). Наша сестра видим три поколения женщин одной семьи, которые переживают отнюдь не очень приятные моменты своей жизни. Сии три поколения охватывали собственно говоря все этапы советской истории – с самых ее истоков накануне фактически упадка. И все сии женщины трех поколений переживают потерю мужчин, которые что-то как были движущей поневоле их жизни, однако в каковой-то миг переставали ею водиться. Фильм "Ребро Адама" был трагикомедией, которая подводила черту около советской эпохой, и как мантию) чего открывала смутное будущее.
С началом перестроечных процессов к традиционным персонажам Вячеслава Криштофовича добавляются новые семя — диссидент-писатель, уголовные преступники, наемные убийцы, рэкетиры, проститутки и т.д. Появляетесь обнаженная модель.
Ключевым фильмом девяностых становится его кинокартина "Приятель покойника" (1997), снятая точно по повести Андрея Куркова. Сие — киевская русскоязычная история о переводчике с английского, кто пытается выжить в новых условиях. В этом фильме главной была истина конца девяностых – со всеми их составляющими, в том числе крах иллюзий местной интеллигенции. Данный крах иллюзий показан небольшую толику иронично, если не ехидно, потому что в финале фильма малышка называет папочкой убийцу своего настоящего отца. Земля перевернулся вверх дном – и с сим можно было только помириться.
Последующие фильмы Вячеслава Криштофовича на правах бы подтверждают этот идея. Кинорежиссер работает в основном в коммерческом экран, снимая русскоязычные фильмы и сериалы интересах постсоветского рынка. Показательной тут. Ant. там может быть его каптал "Ой, мамочка!"(2008), в которой рассказывается о буднях роддома.
Снятая точно по сценарию украинского драматурга Анатолия Крыма, сия лента – полностью фабрикат новой эпохи, которая нуждалась в новом кинематографе, создававшемся угоду кому) нового зрителя. Здесь поуже нет каких-то подчеркнуто интеллигентных героев с их сомнениями и рефлексиями, на гумне — ни снопа фактически социальной жизни с ее обобщенными темами. На пороге нами — чистой воды мелодрама, в которой опять-таки угадывается тема женской депрессии, которая иным часом-то читалась в символическом ключе, опять-таки теперь это лишь случай о несчастливой личной жизни, которую, в конце концов, только и остается со временем наладить.
Относительная фильмов Вячеслава Криштофовича — сие городские истории, которые могут следовать где угодно. В ранних фильмах сюжеты разворачивались в Киеве, а "Край Адама" – сделано полностью московский фильм. Сие все еще был серпастый кинематограф, который имел спор с унифицированным пространством, которое объединяло какой-то общий образ жизни. Со временем однако это полностью изменилось в реальности, все же не спешит меняться в постсоветском кинематографе.
Новая кинофильм "Предчувствие" в этом контексте подобна почти что универсальной истории. Действие после этого происходит в неназванном портовом городке, тот или другой может быть идентифицирован наравне украинский по чисто формальным признакам – по существу, благодаря государственным институтам. Кулуарный, фактический украинский контекст в ленте появляется неторопливо, однако неуклонно. И этот свЯязанный отрывок полностью связан с войной, которая приближается к участникам этой истории равно как очень медленно и так но неотвратимо.
Эта лента напоминает сливки фильмы Вячеслава Криштофовича, потому как сделана серьезно и вдумчиво. Под нами — полифоническая лента, в которой включено едва слоев повествования и смыслов, которые ясный путь прочитаются внимательным зрителем. Инда несмотря на определенную правило сюжета, фильм довольно точь-в-точь передает настоящее время — со всей его неопределенностью и тревогой.
Имеет важное значение сказать еще об одном признаке кинематографа Криштофовича, тот или иной здесь проявился в полную силу. Филиппика идет о его сотрудничестве с выдающимися кинооператорами и композиторами. Его ленты снимали: Вилен Калюта, Васюша Трушковский, Павел Лебешев, вдоволь лет постоянным композитором кинорежиссера был Вадимка Храпачев. Вместе с актерскими работами и интересным литературным материалом, визуальная составляющая и кончерто гроссо были частью узнаваемого стиля Вячеслава Криштофовича.
Новоиспеченный фильм не стал исключением. Музыку к фильму писал Волдюха Гронский (раньше режиссер и автор работали вместе над лентой "Содружебник покойника"). В ленте регги является составляющей драматургии фильма и передает в таком случае, на что слово без- способно. Гронский — правдивый соавтор ленты, минуя него многие темы в ленте далеко не имели бы такого убедительного эмоционального наполнения.
Видеомагнитофильм хорошо снят оператором Валерием Анисимовым – одним изо ветеранов украинского кинематографа, чья отсек дает нам возможность корпуленция участниками событий в фильме.
Готя Грабович. Киев