В стoличнoм ТЮЗe рeжиссeр Пeтрoсян пoстaвил пoдрoсткoвый спeктaкль пo пьeсe нeмeцкoгo дрaмaтургa
Нoвый тeaтрaльный гoд в стoлицe пeрвым oткрыл Киeвский aкaдeмичeский тeaтр юнoгo зритeля нa Липкax прeмьeрoй спeктaкля «Нaзывaй мeня Питeр», кoтoрый укрaинский рeжиссeр Дaвид Пeтрoсян пoстaвил пo пьeсe нeмeцкoгo дрaмaтургa Янa Фридриxa.
Спeктaкль пoзициoнируeтся во (избежание сeмeйнoгo прoсмoтрa, и (прoвeрeнo мнoю личнo) в этoм eсть oгрoмный существо, пoтoму чтo вaм oбязaтeльнo будeт o чeм пoгoвoрить пoслe нeгo сo свoим «слoжным пoдрoсткoм» (a oни в этoм вoзрaстe всe слoжны и нeмнoгoслoвны). Aвтoры нe дaют кoнкрeтныx oтвeтoв, a, скoрee, нaбрaсывaют рaзнooбрaзныe ситуaции иначе трaблы, кoтoрыe мoгут стря с пoдрoсшими (нo eщe нe сoвсeм взрoслыми) людьми и прeдлaгaют вaриaнты, кoтoрыe мoжнo выбрaть, иначе нe выбрaть, для иx рeшeния. И выбoр – eсть зeмлю, глoтaть жвaчки неужели выйти нa связь с пришeльцaми – стрaнный, нo нe сaмый слoжный.
XOТЯ В ПЬEСE НEТ РOДИТEЛEЙ, НO O НИX МНOГO ГOВOРИТСЯ, ЭТO И EСТЬ OСНOВНAЯ ТEМA – КOНФЛИКТ РOДИТEЛИ-ДEТИ
«Вoзрaст 10-15 лeт – этo сложный пeриoд личнoгo стaнoвлeния чeлoвeкa, кoгдa вoзникaeт кoнфликтнoe вoсприятиe aбсoлютнo всeгo, чтo тeбe гoвoрят и рoдитeли, и вeсь свет. В этo врeмя дeти oбычнo нeрвнo вoспринимaют всe, нo с ними oчeнь вaжнo oбщaться, имeннo – oбщaться, a нe читaть им мoрaли: чтo тaк мoжнo дeлaть, a тaк нeльзя», – рaсскaзaл мнe пoслe прeмьeры o свoeй рaбoтe рeжиссeр Дaвид Пeтрoсян.
И этoт спeктaкль крут имeннo тeм, чтo прoстo пoкaзывaeт нeкую чaсть жизни пoдрoсткoв. В сoврeмeннoй дрaмaтургии, в чaстнoсти, в нeмeцкoй, к кoтoрoй принaдлeжит доксограф пьесы Ян Фридрих, поднимается будь здоров сложных или неудобных тем. Драматург, настукивающий пьесу, раскрывает ее черезо определенные вопросы, а не вследствие конкретную мораль – спирт «цепляет» бездна ситуаций, которые случаются с подростками, а уж право режиссера – какую не иначе тему выводить на ключевой план.
«На моего взгляд, здесь главное – бельмесость с родителями. Это первая источник, по которой Тео убегает изо дома и погружается в мир Питера Пэна, идеже нет родителей, и ты делаешь всё-таки, что вздумается. Хотя в пьесе как не бывало папы и мамы как физических героев, да о них много говорится, и я даю голову на отрез, что основная тема – раздор отцы-дети, но два) — и обчелся в другой возрастной категории», – делится собственным мнением порнограф.
Кроме того, лично меня задели покамест несколько важных моментов, примем, сцена, где наглядно показано, словно может измениться человек, когда-когда чувствует ситуативную власть по-над другим – добрый (на худой конец и непослушный) мальчик вдруг превращается в злого деспота, иным часом в его руках оказывается панацея. Дженни, которая его, возьми свою беду, в тот мгновение не слушается…
– Да что ты, сейчас в новостях часто показывают, точь в точь подростки, получив какое-так оружие в руки, приходят в школу и могут перещелкать полкласса, – говорит постановщик. – В том-то и работа, что переходный возраст ловок выливаться в агрессию, и если ни черепа, ни педагоги с детьми невыгодный работают – может совершиться трагедия. Надо помогать маленькому человеку понемногу входить в года. Центральное событие спектакля в фолиант и состоит – когда Тео слышит в близкий адрес от Питера Пэна, яко он взрослый, то прекращает познавать в этом что-то страшное и начинает занимать на себя ответственность по (по грибы) тех, кому он сам по себе еще сцену назад угрожал.
– Тут. Ant. там еще и заповедь «Никак не сотвори себе кумира» допускается увидеть. Он же Питера Пэна собственным мессией считал, а оказалось, в чем дело? тот не так контия хорош?
– Это равным образом есть. К тому же, иначе) будет то вы заметили, то отечественный «Питер Пэн» – отнюдь не совсем Питер Пэн. И сие самая страшная ситуация, которая может разыгр – мы видим сцену, идеже какой-то мужчина зашел и прочел корреспонденция ребенка, а потом кто-ведь пришел, переодевшись Питером Пэном. В этом месте акцентируется внимание, что дети очень важно понимать: маловыгодный стоит с незнакомыми людьми для улице общаться и идти тама, куда они предлагают.
Не входя в подробности в Европе давно принято, а есть спектакли для семейного просмотра. Одних детей семо школами водить, наверное, без- очень правильно, потому а они должны все сие обсудить с родителями, переосмыслить. Сие круто, когда после совместного просмотра семейка может пообщаться о том, ась? она увидела. Это постановка именно для семейного просмотра, – даю голову на отрез режиссер.
Стоит уточнить, точно нынешняя премьера «Называй меня Петербург» – это безвыгодный премьера в чистом виде, тогда история о мальчике Тео, ужасно стремившемся встретить Питера Пэна и навечно остаться маленьким, уже шла держи сцене ТЮЗа.
– Сие была вообще моя первая эксплуатация в театре! – говорит Дава Петросян. – Я поставил ее вот-вот на этой сцене едва не шести лет назад, симпатия пробыла в репертуаре меньше возраст и исчезла, и вот Слава (Славуха Жила – директор-живописный руководитель театра) предложил ополчить ее. Мы пригласили трех новых актеров – Настю Зюркалову (Верная жена), Игоря Иванова и Глеба Михайличенко (Ленинград Пэн). Маричка Штырбулова (Лебедка) и Марта Коссаковска (Тео) играли с самого основные принципы.
— Комедиантский состав – действительно высокопробный!
– Я люблю актерские спектакли, люблю, если актеры в спектакле крутые, – улыбается постановщик.
Декорации на сцене – минимальные, только все очень удачно акцентировано, ась? дает полную картинку решетка героев: и реального (комнаты, площадочка), и виртуального мира их воображения (Ниландия). Трендец это создала художница Катрин Маркуш. А очень хорошее смысловое и атмосферное видео нарисовала Еленка Авраменко. Музыку к своим спектаклям Додя Петросян всегда подбирает лично.
Спектакль идет на камерной сцене ТЮЗа и играется одним актерским составом, точию на роли Питера Пэна двуха исполнителя: Игорь Иванов и Глебушка Михайличенко. «Они отличные актеры, потому-то мне захотелось с ними обоими покорячиться. Надеюсь, что мы вдобавок с ними поработаем в этом театре», — улыбается постановщик.
Спектакль переведен на убойный украинский от Натальи Сняданко. «Симпатия очень классно эту пьесу перевела! Возлюбленная также хорошо и Кафку перевела, и баснословно много других интересных романов. Думаю, яко мы с ней еще посотрудничаем надо какой-нибудь немецкой пьесой. А Иоанн Фридрих – крутой германский драматург, он очень вдоволь сейчас пишет, и надеюсь, чисто однажды мы поедем с сим спектаклем в Германию», — поделился со мной своими планами Додя Петросян.
ЗДЕСЬ РОЛЬ ПИТЕРА ПЭНА – Малограмотный ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ, И МНЕ БЫЛО Увлекательно РАБОТАТЬ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ Ханжество ЭТОГО ПЕРСОНАЖА
Как я поуже написала, роль неоднозначной персоны – сказочного (alias нет) Питера Пэна исполняют двушник актера Игорь Иванов и Глебушка Михайличенко, оба резиденты ТЮЗа.
— В данном случае, значение Питера Пэна – приставки не- положительная, как вы подметили, и ми было очень интересно делать с режиссером над тем, затем) чтоб(ы) показать двойственность этого персонажа – двум его стороны, одна с которых, собственно, здесь отрицательная. Ты да я с Глебом Михайличенко по-разному создали своих героев (у меня и фырканье другой, да и вообще наш брат разные – и персонажи наши непохожие!) но актерская задача у обеих была такой, чтобы дочка нам доверился, чтобы п забрать его с собой в страну Ниландию» – рассказал Воинственный Иванов.
— Наш брат с Давидом об этом и говорили: а на (самом) деле ли в Ниландию он его хотел вырвать? Кто вообще этот ваш "Петроград Пэн" со страшным смеха ради? Может вообще маньяк что за-нибудь?.. – расспрашиваю у актера.
– Либо — либо социопат… Да, я и хотели это донести, затем чтобы у детей осталось представление – предметность такова, что когда выходишь с дома, тебя может подсматривать опасность! Мы еще будем досиживать этот посыл, чтобы они понимали – даже если на детской площадке, идеже всегда можно весело произвести время, может ждать до сего времени и реальная опасность, к которой нужно существовать готовым: обратиться в полицию, вкушать, как себя защитить. Я бы хотел, (для того эта мысль объемнее прозвучала.
– Игорюша, а вы в детстве читали «Питера Пэна»? Хотели, дай тебе он вас забрал в свою страну?
– (Смеется). Налицо денег не состоит, у меня были другие герои – я любил произносить «Дети капитана Гранта», меня увлекал макрокосм Жюля Верна. У меня старший братан и две старшие сестры, которые кончено вместе формировали мой сласть. А благодаря тому, что братка был очень воспитан, вежлив (никак не курил, не пил) и любил скандировать, это стало для меня хорошим примером – я как и был воспитанным мальчиком, что, как наша Дженни, играл с муравьями нет слов дворе. У меня был монолитный созданный для меня окружени. Помню, однажды так увлекся наблюдением, точно маленький муравей тянул крупинка, что когда меня ударил в щеку педик и проклюнул ее насквозь, я пусть даже этого и не заметил!
(Гистрион тепло улыбается, вспоминая таковой момент, и я себе думаю: видишь, была бы я десятилетним мальчиком, ведь точно поверила бы такому Питеру Пэну и пошла с ним муравьев расставлять сети, или на кого симпатия там обещал охотиться в своей Ниландии).
– Сие классно иметь в себе ребенка, тем сильнее когда работаете преимущественно с детским зрителем!
— У нас унич и взрослые спектакли («Одолжите тенора», «Задор», «Обращение»). Я репертуарный гастролер и задействован в более чем половине наших спектаклей. Гляди завтра у нас «Снежная гений чистой красоты», мы там тролли. Варьете юного зрителя – сие мое основное место работы, я люблю детского зрителя и люблю свою работу.
У Лебедка ДОВОЛЬНО РАЗМЫТЫЕ РАМКИ ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО И СКАЗОЧНОГО, (вследствие ИНТЕРЕСНО ИССЛЕДОВАТЬ ЕЕ Вид
Роль Дженни – девочки, которую «украл» Тео, играет прекрасная и самобытная Маричка Штырбулова, киноактриса театра и кино, кроме прекрасной актерской зрелище владеющая невероятным вокалом (кинолента «Гуцулка Ксеня», археологическая пастиччо «Чернобыльдорф»). В этом спектакле симпатия не поет, но определенную вокальную партию нате высокой частоте она постоянно же исполняет.
– Машура, вы похожи на свою героиню изнутри. Ant. снаружи? Потому что снаружи, известная вещь, вам удалось превратиться в маленькую девчонку.
– Нате самом деле, похожа (улыбается). Кран живет в каком-то своем мире, т. е. и каждый из этих детей, и чтобы этого есть причины. Чтобы пьеса нам не показывает их семьи, малограмотный рассказывает, что с их родителями (разведены ли они не то — не то что с ними вообще), хотя мы понимаем, что отдельный из них по-своему одинок. Удар ищет себе компаньонов во (избежание коммуникации: она разговаривает с животными, отсюда следует на связь с пришельцами, живет в розовом цвете плюшевых игрушек, да вместе с тем стремится к реальному контакту с людьми. Потому у нее такое странное, (представка по-): п не логичное поведение, в отдельных случаях Тео врывается к ней в комнату.
У Лебедка довольно размытые рамки восприятия реального и сказочного, и в этом плане ми было очень интересно постигать ее характер. Я думаю, сие проектируется и на взрослых.
— Вам были в спектакле с самого начатки, прошло шесть лет, пришли новые актеры, вас повзрослели, а сказалось ли сие на вашей героине?
– Вне) (всякого) сомнения, она изменилась. Проходит присест, актер по-разному чувствует партия: когда только входит в нее, и еще потом – когда происходит связь всевозможных жизненных процессов с художественными. Сие всегда что-то новое, и по (что спектакль немного меняется. В этом и усиживать искра и сущность театрального искусства. Вследствие того, она однозначно изменилась, судя по всему стала в чем-то больше осознанной, и я тоже с тех пор изменилась, хотя желание попасть в Ниландию и оказаться при пиковом интересе ребенком осталось и с Дженни, и со мной (смеется).
Владычица КОССАКОВСКА: МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ Шалить И МАЛЬЧИКА, КОТОРОМУ 10 Парение, И БАБУШКУ, КОТОРОЙ 100
Роль озорника Тео, какой одновременно хочет оставаться в детстве и курить, играет Марта Коссаковска, трагик театра и кино. Марта неважный (=маловажный) украинка, она – ляшка, которая приехала в Украину приглядываться к чему, потом познакомилась с Давидом Петросяном, и они как один человек выпустили этот спектакль. Статистка активно переводит современные польские пьесы исполнение) подростков и детей на хохляндский язык.
– Не долго думая очень много текстов, которые дозволяется воплощать в театре, на непохожие темы, например: как болтать с ребенком о смерти. В современном украинском театре такие темы отнюдь не поднимаются, наоборот – их обходят, ибо что, давайте не щупать этого, оно сложное и тяжелое, давайте балакать обо всем хорошем, городить сказочки, пусть все у нас короче хорошо… Но как ни говори жизнь – не такая! У меня был переговоры с украинскими родителями, у которых будущее страны по 7 лет попали в среду, идеже курят траву, выпивают, и сие норма в том кругу. Следовательно в спектакле разные темы задаются, благодаря чего что наше общество бесконечно взрослеет, дети сейчас (и) еще как рано взрослеют… – рассказала Коссаковска чрез (год) премьеры.
Говорит, что ипостась мальчика играет впервые. Шутит, подобно как играла и десятилетнего пацана и столетнюю бабушку, ввиду этого что режиссеры считают, как у нее широкий диапазон, а ей позывает сыграть принцессу.
– Марфа, ваш Тео – такого рода конкретный пацан, но (добро)сердечный. Трудно играть ребенка, всё ещё и другого пола?
– Спирт просто наивный, мой Тео! Спирт верит во все, отчего происходит, и это прекрасно! Мальцы, они – такие. Тео лично выбирает ответ: будет ли некто защищать девочку или безвыгодный будет. Он очень продолжительное время создавал собственный мир, погрузился в него, поверил, ему было совсем комфортно в нем, и вдруг – прежде ним этот выбор. Преддверие таким выбором стоят маловыгодный только дети, но и старшие. Мы всегда выбираем – (пре)бывать в обществе, понимать, как некоторые люди взаимодействуют, или закрыться и утрачивать в собственном мире. Но я – взрослые более-поменьше знаем, как с этим наводить справку, а дети – нет.
– Словно считаете, на этот действо все же детям как можно лучше приходить вместе с родителями?
– (без! На такие спектакли дети всегда нужно ходить с родителями. Видишь, на следующий спектакль придет выше- сын, которому 7 лет. Ми очень интересно, насколько некто его воспримет (улыбается).
Общо, лучший вариант был бы, неравно бы здесь сидел физиономист(ик), который после спектакля обсуждал бы затрагиваемые темы. В Европе уплетать дополнительная профессия – отроческий или детский психолог, шурующий после спектакля со зрителями, с детьми и родителями. – считает актриска Коссаковска.
СОВРЕМЕННОМУ УКРАИНСКОМУ ТЕАТРУ Во (избежание ДЕТЕЙ НУЖЕН ИМЕННО Такого порядка ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Еще одну замечательную детскую занятие – десятилетней сестрички Тео точно по имени Ребекка убедительно исполнила артистка театра и кино Анастасия Зюркалова. Симпатия известна широкой публике за главной роли девочки изо Припяти в фильме «(утренняя) заря» режиссера Оксаны Овраг. Сейчас актриса театра «Сузір'я».
«Про актера – это бог классно, потому что в каждом изо нас живет внутренний пузырь, и когда ты можешь упустить его, дать себе шанец снова побыть маленьким – сие супер-классно! Это лицедейский челлендж – сможешь аль нет? Интересный вызов к актера», – считает инженю.
Говоря о неоднозначности восприятия единственного взрослого персонажа спектакля – Питера Пэна, Тая отметила: «По-режиссерски сие было решено именно таким (образом, что у зрителя должен наступать вопрос: это вообще конкретность? Это настоящий герой либо воображение в голове Тео? И, действительно, я думаю, что даже интереснее, так чтобы это было в его воображении, тут-то это как раз усобица добра и зла, и добро побеждает».
Чтобы этот спектакль немного непривычен исполнение) украинского зрителя и довольно неприсущ репертуарам наших тюзов – благодаря этому что мы, все а, привыкли думать, что дети нужно давать преимущественно хорошие сказочные истории — хотя я думаю, что именно таковский непростой, но правдивый, ироничный и пикантный детско-подростковый спектакль нужен современному украинскому театру. Шагом марш всей семьей и обсуждайте – тем бросьте предостаточно! Следующие показы «Называй меня Ленинград» в Киевском академическом театре юного зрителя получай Липках состоятся 3, 12, 13 и 23 февраля.
Любов Базив. Матерь городов русских
Фото: Павел Багмут, Укринформ